logo
Метод Пос 2

Выбор оборудования, входящего в навигационно-пилотажный комплекс

Состав оборудования, входящего в навигационно-пилотажный комплекс, выбирается в зависимости от назначения самолета и предполагаемых условий его эксплуатации. Экипаж рассчитывает только на бортовые (автономные) средства информации. Отказ некоторых из них может привести в условиях полета над океаном к потере ориенти­ровки, т. е. аварийной обстановке. Чтобы избежать этого, основ­ные источники информации НПК должны быть резервированы.

Выбор состава оборудования для каждого из комплек­сов проектируемого самолета ответственная задача, для решения которой необходимо аналитически рассмотреть пожелания заказчика. Перед выбором состава обо­рудования рассматриваются несколько вари­антов.

Существуют общие положения при выборе состава оборудования.

Наглядность (доходчивость) информации, простота управления комплексом, надежность его работы и ми­нимальная масса (имеется в виду масса аппаратуры и соедини­тельных кабелей).

При неудачном взаимном расположении приборов и пультов управления, летчику трудно принять быстрое и правильное решение, поэтому у него может возникнут стресс. Задача инже­неров-психологов состоит в том, чтобы полностью устранить условия, способствующие появлению стрессового состояния у членов экипажа.

Число пультов управления комплексом, надежность и масса оборудования, входящего в комплекс тесно связаны между собой Чем меньше операций должен выполнять летчик на пультах, тем меньше этих пультов; чем более логично они расположены в кабине и чем яснее поясняющие надписи на них, тем проще схема внутренних связей комплекса. Чем проще такая схема, тем меньше переключаемых цепей и контактов (коммутационных реле), тем меньше масса оборудования комплекса, а следовательно, выше его надежность.

Допустим, что основные требования заказчика к самолету следующие:

экипаж должен состоять из двух летчиков;

максимальная дальность полета 3000 км;

самолет должен выполнять автоматические заходы на по­садку по категории II ICAO.

Из этих общих соображений вытекают три основных решения:

1.Отсутствие штурмана предопределяет необходимость уста­новки на борту заменяющей его аппаратуры: планового индикатора навигационной обстановки (ПИНО), способного автоматически и непрерывно выдавать лет­чикам информацию о текущем местоположении самолета на фоне географической карты.

2.Самолет континентальный, основное время полета — над сушей. Следовательно, экипаж самолета может ориентироваться не только на собственные, автономные средства информации, но и широко использовать наземные. Если предполагаемый район полетов — Европа с ее густой сетью радиомаяков, резервиро­вание аппаратуры НПК можно ограничить сдвоенным комплектом аппаратуры для приема сигналов азимутально-дальномерных радиомаяков.

3.На самолете должна быть установлена для автоматических заходов на посадку, как минимум, резервированная аппаратура автоматического захода на посадку.

При использовании различных комплексов (например, между НПК и РЛО) часть аппаратуры из комплекса РЛО служит датчиками информации НПК, поэтому после составления спецификации можно наметить внутренние и внешние связи, необходимые для работы комплекса.