logo
4 / СТО 06-08-2012 ГЭС нормы проектирования

7.4 Механическое оборудование зданий гэс и гаэс

7.4.1 В состав механического оборудования здания ГЭС и ГАЭС входят:

- грузоподъемные краны всех типов и назначений с устройствами для их испытаний с подкрановыми путями и их элементами;

- грузовые тележки, тельферы, тали;

- защитные металлоконструкции – герметические двери, люки и крышки, металлические крышки и решетки над пазами, отверстиями, приемниками.

7.4.2 Крановое оборудование машинного зала ГЭС и ГАЭС

7.4.2.1 В машинном зале ГЭС и ГАЭС устанавливается основное крановое оборудование станции, предназначенное для выполнения всех грузоподъемных операций и перемещения грузов внутри машинного зала и монтажной площадки, связанных с обслуживанием основного гидроэнергетического оборудования – турбины и генератора, а также вспомогательного оборудования, размещенного ниже машинного зала, при ремонтах агрегатов.

При обслуживании главных трансформаторов на монтажной площадке станции также используется крановое оборудование машзала.

7.4.2.2 В машинном зале при постоянной эксплуатации применяется один или два крана в зависимости от числа агрегатов, возможности изготовления кранов требуемой грузоподъемности и компоновки машинного зала (наземный, подземный, встроенный в водосливную плотину).

При массе монтажного узла выше 500 тонн или числе агрегатов более пяти, а также в подземных залах, следует применять два крана с грузоподъемностью каждого, равной половине массы наиболее тяжелого монтажного узла с учетом массы приспособления для переноса.

7.4.2.3 Для обеспечения точности и безопасности монтажных работ сложного оборудования при заказе кранов необходимо устанавливать скорости механизмов подъема/опускания и передвижения.

7.4.2.4 Грузоподъемность и количество вспомогательных механизмов подъема кранов определяются планами монтажа, обслуживания и ремонта основного и вспомогательного оборудования и назначаются при заказе кранов.

7.4.2.5 При заказе крана должны быть также определены:

- ширина полосы, обслуживаемой главным и вспомогательными крюками крана;

- высота подъема груза главным и вспомогательными крюками;

- режим работы крана;

- сейсмичность;

- температурные условия, в которых кран будет эксплуатироваться.

7.4.2.6 Строительные конструкции помещения машзала и габариты помещения должны учитывать габариты крана, минимальные приближения к его элементам, а также дополнительные требования по его обслуживанию и ремонту. Эти требования указываются заводами-изготовителями в зависимости от конструкции крана и условий его работы.

7.4.3 Подъемные средства малой механизации

Потребность в подъемных средствах малой механизации определяется требованиями эксплуатации технологического оборудования станции, их конструктивных элементов и составных частей. В качестве таковых могут быть подвесные однобалочные мостовые краны, электрические тали и, в крайних случаях, автомобильные и гусеничные краны (в основном для наружних работ), а также грузовые тележки – автокары.

Потребность в этих механизмах серийного производства и их параметры определяются в проектной документации.

7.4.4 Защитные металлоконструкции зданий ГЭС и ГАЭС

Необходимые защитные металлоконструкции – герметические двери, люки, крышки определяются компоновкой технологического оборудования, его конструктивными особенностями, требованиями по эксплуатации и обслуживанию оборудования; конструкцией строительной части станций с наличием в ней технологических и иных помещений с пребыванием эксплуатационного персонала, расположенных в зонах возможного затопления и требующих защиты; технологических и коммуникационных потерн и галерей, способных служить источниками затопления, различных потерн и люков, соединяющих отдельные помещения и коммуникации и др.

Требования к каждой защитной конструкции определяются в проектной документации.

Каждая защитная конструкция должна быть рассчитана на восприятие максимальной возможной нагрузки на нее при нормальных условиях эксплуатации и максимально-возможной аварии.

7.4.5 Затворы отсасывающих труб

7.4.5.1 Затворы, устанавливаемые на выходе из каждого отверстия отсасывающих труб турбин, предназначаются для осушения проточного тракта турбины при выполнении ремонтных работ и имеют функцию ремонтных. Число затворов на объекте должно быть равно числу отверстий.

7.4.5.2 Расчет несущей способности затворов производится на максимальный уровень воды в нижнем бьефе, включая уровень воды, устанавливаемый при пропуске через гидроузел паводка с обеспеченностью, соответствующей поверочному сбросному расходу.

7.4.5.3 Конструкция уплотнений затвора должна обеспечить необходимую плотность, позволяющую выполнить ремонтные работы, в том числе и приемных элементов системы откачки воды из проточной части агрегата.

7.4.5.4 Наличие в конструкции затвора байпаса определяется в проектной документации.

7.4.5.5 При напорной отводящей деривации и наличии уравнительного резервуара на отводящей деривации место расположения ремонтного затвора (до или за уравнительным резервуаром) определяется в проектной документации.

7.4.5.6 При управлении ремонтными затворами из специальных помещений (например, при подземном расположении станции) должны быть приняты меры, исключающие затопление этих помещений через элементы затвора при высоком уровне воды в нижнем бьефе.

7.4.5.7 Тип механизма для маневрирования затворами определяется в проектной документации применительно к типу станции (открытая, подземная, совмещенная) и конструкции ее нижнего бьефа, и могут быть козловые, полукозловые, мостовые краны, стационарные канатные механизмы, подвесные тележки на монорельсах. Опускание и поднятие ремонтного затвора происходит в стоячей воде.

7.4.6 Предтурбинные затворы

7.4.6.1 Предтурбинные затворы на турбинных водоводах предназначаются для:

- прекращения доступа воды к гидротурбине при нормальных условиях эксплуатации в том числе при использовании одного турбинного водовода для нескольких гидротурбин, для обслуживания и ремонта гидроагрегата, включая направляющий аппарат без опорожнения трубопровода;

- прекращения доступа воды к гидроагрегату в аварийных ситуациях (при разгоне турбины, выходе из строя направляющего аппарата, разрыве турбинного водовода);

- для осуществления смены технологического режима обратимого гидроагрегата ГАЭС.

7.4.6.2 Предтурбинные затворы рекомендуется устанавливать на ГАЭС при индивидуальных водоводах гидротурбин:

-при напорах более 300 м для предохранения направляющего аппарата от щелевой кавитации и чрезмерных протечек;

- при напорах от 200 до 300 м при работе станции в пиковом режиме – числе часов использования не менее 3000 в год;

- при особом обосновании, в том числе для повышения уровня безопасности гидроэлектростанции высокой экономической ответственности;

- при открытой деривации из металлических трубопроводов большой длины;

- интенсивном режиме участия агрегатов станции в регулировании мощности.

Предтурбинные затворы могут устанавливаться и в других случаях при наличии соответствующего обоснования.

7.4.6.3 Предтурбинные затворы должны закрываться при скоростях течения воды, соответствующей возможной аварии (разрыв турбинного водовода, разгон гидроагрегата и др.).

7.4.6.4 Максимальное время аварийного закрытия предтурбинного затвора в оперативном режиме устанавливается в пределах от 30 с до 120 с и должно определяться по допустимому значению гидравлического удара в турбинном водоводе.

7.4.6.5 Время закрытия и открытия предтурбинного затвора, имеющего ремонтное назначение, может задаваться более продолжительным (от 120 с до 300 с).

7.4.6.6 Предтурбинные затворы любого назначения должны иметь следующее управление:

- дистанционное с центрального пульта ГЭС;

- ручное с местного поста управления;

- автоматическое аварийное закрытие при выходе гидротурбины в разгонный режим, отказе в работе направляющего аппарата, разрыве трубопровода.

Надежность энергосбережения механизмов управления затвором должна быть аналогичной энергообеспечению аварийно-ремонтного затвора водоприемника.

7.4.6.7 Предтурбинные затворы устанавливаются на турбинном водоводе перед входом в спиральную камеру гидротурбины в специальном помещении, объединенным с машзалом, или в индивидуальном. Помещение затвора обслуживается либо кранами машзала, либо индивидуальными грузоподъемными механизмами.