2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
Полеты на современной авиационной технике сопровождаются сложными маневрами ВС в пространстве, особенную сложность представляет полет в облаках, ночью (как в ПМУ так и в СМУ), при ограниченной видимости днем и ночью. И, как следствие этого, специфическим влиянием на летный состав (прежде всего пилотов) механических сил (угловых, линейных ускорений и ускорений Кариолиса), которые воспринимаются рядом органов и систем организма.
В то же время у человека имеется специфический анализатор - вестибулярный аппарат (ВА), который является органом акцелеративной чувствительности, адекватно реагирующеим на перемещение тела в пространстве.
Краткие сведения о вестибулярном анализаторе
Вестибулярный анализатор. Периферический отдел вестибулярного анализатора (аппарата) расположен в мешочках преддверия и полукружных каналах внутреннего уха. На внутренней поверхности мешочков преддверия имеются скопления особых нервных клеток. Один конец каждой из этих клеток сужен и заканчивается коротким волоском, обращенным в полость мешочка. На окончаниях волосков находятся мелкие известковые кристаллики - отолиты. Нервные клетки, волоски и отолиты образуют отолитовый аппарат
Схема отолитового аппарата
При изменении положения головы или всего тела, при вибрации, ускорении или замедлении прямолинейного движения отолиты перемещаются и натягивают волоски находящихся под ними чувствительных клеток Это вызывает образование потока нервных импульсов, идущих к продолговатому мозгу, - а от него - к мозжечку и коре больших полушарий головного мозга.
Под влиянием этих импульсов возникают рефлексы, изменяющие напряжение скелетных мышц и способствующие сохранению нормального положения тела в пространстве
Полукружные каналы (Рис. а, б)- узкие, имеют форму полуокружности и расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях (Рис. б).
Схема вестибулярного аппарата
Полость каналов заполнена жидкостью, которая перемещается при ускорении или замедлении вращательного движения. Перемещаясь, жидкость создает раздражение, которое воспринимается нервными клетками на стенках расширенных концов каналов. В этих клетках возникают нервные импульсы, идущие в головной мозг. В головном мозге они вызывают ряд рефлексов, помогающих формировать так называемое пространственное чувство, т е. помогающих определять и сохранять соответствующее положение тела в пространстве.
Нарушение функции вестибулярного аппарата (мешочков преддверия и полукружных каналов) может вы звать ощущение головокружения и тошноты, ложное представление о положении в пространстве.
Нормальная работа вестибулярного анализатора особенно необходима для лиц летных профессий, так как их деятельность связана с частыми изменениями положения тела в пространстве.
Основные механизмы нарушений пространственной ориентировки, иллюзии пространственного положения
Пилот, выполняя полет, становится способным воспринимать пространственное положение в результате деятельности многих анализаторов. Ведущую роль среди них занимает зрительный анализатор (зрение). Кроме него в определении положения тела в пространстве принмают участие вестибулярный, двигательный, тактильный анализаторы. Известное значение для ориентировки имеет и положение внутренних органов, которые могут смещаться при эволюциях самолета, вызывая раздражение интерцепторов и поток импульсов, идущих в центральную нервную систему.
В обычных условиях на земле человек способен довольно легко определять свое положение в пространстве.
Однако в полете психофизиологический процесс определения пространственного положения самолета гораздо сложнее. Здесь уже недостаточно только вестибулярных разражений и мышечного чувства. В ряде случаев они сами могут быть источником ложных пространственных ощущений. Поэтому в полете (особенно в СМУ, ночью, в условиях ограниченной видимости и т.д.) летчик должен руководствоваться только показаниями приборов, не полагаясь на свои ощущения и нередко действуя даже вопреки им.
При полете в СМУ необходимо учитывать неблагоприятное влияние на зрительную функцию человека резких изменений освещенности (пробивание облаков вверх и вниз, выход из под облаков в условиях ограниченной видимости и т.д.) В связи с этим повышается напряженность в полете, неприятные ощущения, появляются ложные представления (иллюзии), мешающих выполнению полета, а в других случаях - быть причиной АП.
Иллюзиями называются неправильные, ложные образы действительности. Возникновение иллюзий не предполагает воздействие на пилота каких-либо исключительных факторов (неуправляемое движение самолета, сильная болтанка, внезапное попадание в облака и т.д.). Они могут возникать, и довольно часто возникают, у любого нормального и здорового человека, находящегося в спокойной обстановке, так как в их основе лежат строго определенные, одинаковые для всех людей физиологические механизмы.
Иллюзии, возникающие в полете.
Иллюзии, возникающие в полете, как правило, называют летными иллюзиями, которые могут возникать и периодически возникают у всех пилотов. Практика опросов 100% показала, что иллюзиям подвержены все пилоты. Нарушение пространственной ориентировки различной степени испытывается всеми пилотами, причем число тяжелых случаев головокружения у пилотов реактивной авиации в 5 раз превышает число подобных случаев в поршневой. Особенно повышается опасность возникновения иллюзий при полете в облаках, ночью, в условиях ограниченной видимости и при выполнении энергичных маневров.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации