16.4. Сплавы магния
Магний, в основном, применяется для производства сверхлегких сплавов, используемых для ненагруженных деталей в машиностроении и автомобилестроении, т.к. обладают высокой удельной прочностью и жесткостью, способны воспринимать ударные нагрузки и гасить вибрационные нагрузки.
Основное преимущество магниевых сплавов по сравнению с остальными промышленными металлами – небольшая плотность: 1,7—1,8 т/м3. Однако их модуль упругости пониженный: 43 000 мПа. Вследствие этого магниевые сплавы пригодны для мало нагруженных деталей. Составы сплавов даны в ГОСТах 14957—76 и 2856—79. На Украине титан, магний и их сплавы получают на Запорожском титано-магниевом комбинате.
В машиностроении используют сплавы магния, преимущественно с алюминием, марганцем и цинком и реже с цирконием и ниобием (прочность магния значительно ниже, чем его сплавов. Алюминий образует соединение Al3Mg4, цинк – MgZn2., марганец – Mg3Zn3Al. При охлаждении сплавов выделяются эти соединения, способные упрочнять сплавы. Однако это действие сохраняется только до температуры Т = 150-200 °С.
Для улучшения механических свойств при повышенных температурах (для обеспечения жаропрочности) магниевые сплавы легируют церием, неодимом, скандием, иттрием.
Марганец повышает коррозионную стойкость сплавов, т.к. очищает их от примеси железа. Цирконий и церий измельчают зерно в сплавах. Бериллий - уменьшает окисляемость при плавке, литье, термической обработке сплавов магния.
Магниевые сплавы, также как алюминиевые и титановые, подвергают термической обработке - отжигу, закалке, старению в зависимости от задач получения тех или иных свойств сплавов.
Литейные магниевые сплавы МЛ5, МЛ6 - изготавливают сложные ответственные отливки, применяемые в конструкциях автомобилей (корпуса, колеса), самолетостроении и ракетной технике. Свойства литейных магниевых сплавов зависят от величины зерна. Применяемая термообработка сводится к нагреву 10-16ч, охлаждению на воздухе и старению при температуре Т = 175 0С в течение 15-16 ч.
Деформируемые магниевые сплавы маркируются МА-1, МА-3 и др. Их можно деформировать при температурах Т = 250-400 0С.
- 12. Металлургическая промышленность. Производство чугуна
- 12.2. Металлургические процессы
- 12.3 Металлургическое топливо
- 12.4. Огнеупорные материалы
- 12.5. Производство чугуна
- 12.6. Устройство доменной печи
- 12.7 Физико-механические процессы в доменной печи
- 12.8 Физико-химические процессы в доменной печи
- 12.9. Образование чугуна и шлака
- 12.10. Диаграмма состояния железо – графит
- 12.11. Процесс графитизации
- 12.12. Структура и свойства чугунов
- 13. Способы производства стали
- 13.1. Кислородно-конвертерное, мартеновское производство стали и производство стали в електропечах
- 13.1.1. Кислородно-конвертерный процесс
- 13.1.2. Производство стали в мартеновских печах
- 13.1.3. Производство стали в электропечах
- 13.2. Разливка стали
- 13.3. Кристаллическое строение слитка
- 13.5. Технико-экономическая оценка
- 14. Алюминиевые сплавы
- 14.1. Алюминий.
- 14.2. Производство алюминия
- 14.3. Алюминиевые сплавы
- 14.3. Типы сплавов
- 15. Медь и ее сплавы
- 15.1. Медь
- 15.2. Латуни
- Латуни могут иметь в своем составе до 45 % Zn (рис. 15.1). Повышение Zn до 45 % повышает прочность от 20 до 45 кг/мм2, а свыше 45% Zn резко ухудшает механические свойства ( и ) – (рис. 15.2).
- 15.3. Бронзы
- 15.4. Баббиты
- 15.5. Твердые сплавы
- 16. Титан, магний и другие металлы и сплавы
- 16.1. Титан
- 16.2. Сплавы титана
- 16.3. Maгний
- 16.4. Сплавы магния
- 16.5. Другие металлические материалы