4.13 Коммуникации
Эффективное общение в экипаже – одна из главных предпосылок правильного Управления Ресурсами (CRM). Кроме передачи информации, процесс коммуникации: помогает сформировать общую ментальную модель требующей решения проблемы, повышает Осознание Ситуации и объединяет способности всех членов экипажа для ее решения. Эффективность коммуникации зависит от опыта и понимания членами экипажа своей роли и служебного положения; а так же от задачи и контекста (нормальные условия, нештатная или аварийная ситуация).
Коммуникации и координация в экипаже и вне кабины ВС.
Коммуникация — способность ясно и точно передавать и своевременно принимать информацию или команды и обеспечить позитивную обратную связь; это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Коммуникации – это перемещение чего-либо с одного места на другое. Предметом перемещения могут быть сообщение, сигнал, идея и т.д.
Координация сложных действий происходит именно с помощью коммуникаций. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.
Значение эффективной коммуникации
Коммуникации важны в любой отрасли, а в летной эксплуатации – жизненно необходимы. Коммуникации, точнее их недостатки, часто проявляются, как сопутствующие инцидентам и катастрофам факторы.
Эффективность коммуникации необходима для:
• Эффективного выполнения полета,
• Предупреждения путаницы,
• Передачи информации,
• Сохранения ситуационной осознанности в экипаже.
Эффективная коммуникация, включающая все виды передачи информации, является обязательным условием обеспечения безопасности полетов. Сообщения могут передаваться устно, письменно, с помощью символов и в наглядной форме, например, по приборам, или в бессловесной форме, например, языком жестов.
На основании анализа 2800 отчетов об авиационных происшествиях за пятилетний период было установлено, что в 70% случаев недостатки информационного обмена, повлияли на точность передачи информации. Из них, 37% составили неточные, неполные или неоднозначные сообщения, а в остальных 33% случаев важная информация была известна одному из членов экипажа, но не была передана остальным.
Функции коммуникаций:
организация команды и постановка общей задачи;
разрешение конфликтов, устранение недоразумений;
формирование и поддержание общей Ситуационной Осознанности в экипаже;
совместное принятие решений.
Содержание коммуникаций.
Мы осуществляем коммуникации постоянно, иногда осознанно, иногда – нет.
Цель коммуникации - передача или получение:
- информации (например, рекомендаций УВД);
- обратной связи о понимании или выполнении (например, “Проверил”, “Установил”);
- идеи или предложения (например, “Я (не) согласен”);
- оценки или чувства (например, “Меня не радует…”).
Основные виды коммуникаций:
· Вербальные, когда информация передается словами.
· Не вербальные, которые в относятся к языку жестов (тела).
Вербальные коммуникациимогут носить социальный, или функциональный характер. Социальные коммуникации нужны для построения команды, а функциональные – для управления полетом.
Чтобы сообщение было правильно понято, отправитель должен убедиться, что получатель:
использует тот же канал коммуникации;
понимает код и язык;
способен воспринимать сообщение.
Канал коммуникации – это средство передачи сообщения. Для устных коммуникаций - это может быть прямой диалог, радиосвязь, селектор. Для письменных – записки, шифрованная информация, условные знаки (например, между летным и кабинным экипажем).
Вербальные коммуникации – основной канал обмена информацией в кабине ВС.
Невербальная коммуникация– это коммуникация, осуществляемая без слов. Сочиняете ли вы симфонию, зеваете, надеваете нелепую шляпу, смотрите кому-то в глаза или просто молчите — все это невербальные сообщения. Чувства, также как информация, могут быть переданы невербальным способом.
Исследования показали, что первое впечатление о людях на 45% зависит от информации о них, при этом, 55% приходится на невербальные коммуникации. Но и в рамках вербальной коммуникации только 7% информации приходится на смысл сообщения, а 38% - на то, как говорится (т.е. на интонации).
Невербальные коммуникации могут сопровождать вербальные, например, улыбка во время беседы. Они могут означать подтверждение или обратную связь (кивок головы) и использоваться в условиях, когда вербальные коммуникации невозможны (например, жестикуляция в шумном помещении).
Язык тела – «тонкое», но очень действенное средство передачи информации. Например, “нет”, сопровождаемое улыбкой, интерпретируется иначе, чем-то же слово, сказанное с хмурым видом.
Невербальная коммуникация– основной способ, посредством которого системы сообщают о своем статусе, большинство дисплеев в кабине ВС представляют информацию графически.
К элементам невербальной коммуникации относятся:
- мимика,
- жесты,
- поза,
- соматический контакт,
- не вербальное сопровождение (хмыканье, ворчание и т.п.)
В обычной жизни люди общаются с учетом «языка тела», который поддерживает смысл сообщения и компенсирует неточность формулировок. В кабине экипажа этот принцип работает плохо, так, как люди не видят друг друга и сосредоточены на действиях, а не на объекте коммуникации. В этих условиях точность речевой информации, интонация, громкость, стандартная терминология имеют особое значение.
Обратная связь.
Зачастую, процесс обмена информацией представляют в виде взаимодействия передатчика и приемника.
Для обеспечения коммуникации и передатчик и приемник должны быть настроены на одну волну и использовать общий код, чтобы смысл сообщения был интерпретирован безошибочно”.
Процесс настройки начинается с первого контакта перед полетом. Важно, что бы этот контакт был позитивным, настраивающим на деловое общение и сотрудничество.
В полете усталость, стресс, рабочая нагрузка и другие факторы могут «сбивать настройку». Поэтому требуется постоянное внимание к сохранению «волны» - готовности к коммуникации.
Чтобы «остаться на одной волне»:
· сообщайте о намерениях;
· интересуйтесь мнением;
· проявляйте заинтересованность;
· всегда отвечайте;
· благодарите за совет и подсказку.
Проблемы коммуникаций
Существует два рода проблем, связанных с коммуникациями. Это - недостаточное количество и плохое качество коммуникации.
Примером проблем первого родаможет служить ситуация, когда второй пилот, который очень хорошо разбирается в компьютерных системах, и поглощенный программированием FMS, не объясняет КВС, что он делает.
Примером проблем второго родаможет служить ситуация, когда летный экипаж предупреждает кабинный экипаж о возможности аварийной посадки, но ничего не говорит о возможной эвакуации пассажиров. Такого рода коммуникации могут приводить к человеческим ошибкам.
Ошибки при коммуникации часто возникают, когда один из участников допускает неверные предположения. Отправитель сообщения может предполагать, что адресат понимает используемую терминологию. Получатель сообщения может ожидать сообщение определенного свойства и соответственно интерпретирует полученное сообщение, хотя фактически оно означает, что-то другое. Предположения могут базироваться на контексте и ожиданиях /установках/. Эти проблемы можно минимизировать с помощью недвусмысленных формулировок и обратной связи.
Факторы, ухудшающие качество коммуникаций:
проблемы передачи информации (неточные или неоднозначные сообщения, языковые проблемы);
помехи при передаче информации (фоновые шумы или искажения информации);
проблемы приема информации (ожидание, неправильная интерпретация, игнорирование);
проблемы, связанные с интерференцией рационального и эмоционального уровней;
физические проблемы при передаче информации (низкая громкость, кислородная маска).
произношение (на не родном языке).
Барьеры, препятствующие коммуникации:
язык (жаргон, диалект, акцент);
различия в культуре, менталитете;
шум;
прерывания / отвлечения;
физиологические особенности (тихий голос, слабый слух);
дверь в кабину пилотов;
плохое связное оборудование;
недостаточная или неточная информация;
плохое знание процедур, правил, предмета обсуждения;
отсутствие мотивации на передачу/прием информации;
стресс;
усталость.
Преодоление барьеров коммуникации:
слушать активно;
требовать подтверждения;
выбирать интонацию и громкость;
пользоваться стандартной терминологией.
Задачей обучения по ЧФ является предупреждение или минимизация коммуникационных ошибок. Выполнение этой задачи включает: объяснение основных коммуникационных проблем, а также повышение требовательности в части стандартной фразеологии в целях обеспечения безошибочной передачи сообщения и его правильной интерпретации.
Двусмысленные, сомнительные, не отвечающие действительности или небрежные сообщения были причиной многих авиационных происшествий, наиболее известным из которых является катастрофа в Тенерифе (март 1977г.).
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации