logo
Метод Пос 2

Системы пожаротушения

На борту ВС имеется большой запас топлива. По мере выработки топлива происходит его интенсивное испарение, в результате чего в над топливном объеме баков создается взрыво­опасная топливно-воздушная газообразная смесь.

Установленное на борту оборудование с контактной коммутацией сетей, кислородные, масляные, топлив­ные и другие системы, создается потенциальная возможность возникновения пожара в отсеках или взрыва топливных баков при работе этого оборудования. Серьезную опасность представляет возникновение искрения в местах нена­дежной металлизации и при полетах в условиях грозовой деятель­ности.

При компоновке самоле­тов предусматривается создание автономных отсеков для разме­щения взрывоопасной аппаратуры, установка противопожарных и тепловых экранов, автоматических систем перекрытия топлив­ных магистралей, обеспечение достаточной вентиляции отсе­ков и др.

Азотирование топлива, заполнение свободных объемов топлив­ных баков нейтральным газом.

Азотирование это процесс насыщения топлива жидким азо­том, в результате чего происходит вымораживание воды и умень­шение в нем концентрации кислорода и атмосферного воздуха. По мере выработки топлива азот заполняет над топливное про­странство бака, вытесняя его пары и воздух через дренажную систему.

Применение систем нейтрального газа позволяет при создании избыточного давления над зеркалом топлива уменьшить интен­сивность испарения, а образовавшиеся пары вытеснять через дренажную систему бака, предотвращая этим образование взрыво­опасных смесей паров топлива и воздуха. В качестве нейтрального газа используется углекислый газ или азот.

Все самолеты оборудуются противопожарными системами, в состав которых входят сигнализирующие устройства и система тушения пожара.

На современных самолетах применяются системы сигнализации о повышении температуры среды и о пламени в защищаемых отсеках.

На рисунке показана электрическая схема системы сигнали­зации о повышении температуры среды в отсеках типа ССП.

В ее комплект входят несколько последовательно соединенных датчиков и исполнительный блок. Датчиками служат термопары,

При нагревании среды со скоростью, превышающей 2°С в се­кунду, что характеризует возможную опасность возникновения пожара, в термобатареях датчиков возникает термоэлектродвижущая сила. Она, в свою очередь, вызывает появление тока в об­мотке поляризованного реле P1. При их срабатывании замыкается цепь реле Р2, которое включает сигнальную лампочку Л или табло в сеть и подключает звуковой сигнал.

Для контроля работоспособности системы перед полетом преду­смотрены реле РЗ и кнопка контроля К. При нажатии на нее срабатывает реле и подключает датчики к бортовой сети. Загора­ние лампочки или табло указывает готовность системы к действию.

Рис. Электрическая схе- Рис. Структурная схема системы

ма системы сигнализации сигнализации типа ИС:

1 — датчик; 2 — изолятор

Описанная система обладает инерционностью и подвержена возможности ложного срабатывания при облучении датчиков электромагнитными волнами или магнитным полем от установлен­ного на борту оборудования. Поэтому их необходимо экрани­ровать.)

На пассажирских самолетах система пожаротушения имеет 2—3 очереди, т. е. может функционировать 2—3 раза, причем первая очередь включается автоматически от системы сигнализа­ции. В качестве огнегасящего вещества для тушения пожара вне кабины самолета применяется фреон-114В2.

Противопожарное оборудование обеспечивает:

-световую и звуковую сигнализацию о возникновении пожара;

-сигнализацию экипажу о возникновении пожара на ЛА;

-автоматическое управление пожаротушением при пожаре в любом пожаро­опасном отсеке;

-ручное управление пожаротушением;

-аварийное включение пожаротушения при аварийной посадке с убранным шасси;

-проверку исправности электроцепей системы сигнализации и тушения по­жара.

К средствам обнаружения пожара относятся датчики, блоки управления, блоки реле и т. п.

В системах пожарной сигнализации для обнаружения пожара применяются датчики, работающие на принципе:

-использования свойства биметаллической пружины изгибаться при измене­нии температуры окружающей среды (датчики типа ТИ, АД-155А-ЗК);

-использования термоэлектродвижущей силы, возникающей в датчиках при изменении температуры окружающей среды со скоростью, превышающей ско­ рость изменения температуры в обычном рабочем режиме (датчики типа ДПС-1АГ, ДТБГ, ДТБ-2А, ДП-11 и др.).

Работающие на этих принципах датчики в системах сигнализации пожара (ССА-2А, ССП-7, ССП-ФК, 2С7К и др.) вырабатывают и выдают от систем обнаружения к элементам сигнализации в кабине экипажа, электрические сиг­налы о возникновении пожара в контролируемых отсеках. Одновременно си­гналы поступают в систему пожаротушения, к аппаратуре речевой информа­ции, в систему регистрации режимов полета.

К системе пожарной сигнализации относятся: мигающие красные табло «Пожар», световые табло на панелях управления и сигнализации противопо­ жарной системы, сигналы речевой информации, поступающие в телефоны чле­нов экипажа.

Баллоны с огнегасящей смесью (УБЦ-16-5, УБШ-3-3, ОС-8М), системы (автоматической и ручной) включения огнетушителей, тру­бопроводов, устройств сигнализации саморазряда огнетушителей, электромагнитных кранов, распылительных коллекторов, аппаратуры управления огнегасящим составом.

Для ликвидации пожара в отдельных не пожарозащищенных отсеках используются переносные огнетушители, наполненные жидким фреоном (ОФ-7), фреон 114В2, хладон или углекислотой (ОУ).

На самолете имеются следующие ПП системы:

1. Система сигнализации пожара ССП-2А в мотогондолах и в отсеке ВСУ

2. Система сигнализации пожара ССП-12 в двигателях

З. Система нейтрального газа (Н.Г.)

4. Система обнаружения дыма в переднем и среднем багажниках

5. Переносные огнетушители типа ОУ и ОР1-2, ОР2-6.