4.3. Распределение работы сжатия воздуха между ступенями компрессора (каскада)
В многоступенчатом осевом компрессоре работа, подводимая к воздуху, и, соответственно, работа сжатия воздуха распределяется между его ступенями неравномерно. Типичное распределение адиабатной работы сжатия по ступеням каскада осевого компрессора представлено на рисунке. В первых и в последних ступенях эта работа заметно снижена по сравнению с работой, приходящейся на каждую из средних ступеней. Такой характер распределения работы закладывается при проектировании компрессора из следующих соображений.
а). Первая ступень имеет самое малое значение . Привтулочные сечения имеют низкую окружную скорость и, следовательно, для получения высоких значений должны иметь большие значения [см. формулу ], т.е. большие углы поворота в решетке РК. Это может привести к срыву потока.
б). На нерасчетных режимах углы атаки на рабочих лопатках первой ступени могут сильно возрасти.
в) Первые ступени наиболее подвержены влиянию различных возмущений входящего в компрессор потока, вызванных неравномерностью потока в тракте двигателя. Следовательно, в первых ступенях надо иметь повышенные запасы по углам атаки.
По этим причинам первые одну - две ступени приходится нагружать слабее остальных. В последующих ступенях, имеющих уже более высокие значения , нагрузка соответственно увеличивается.
в). В последних ступенях компрессора, как уже указывалось, и, соответственно, приходится снижать из-за снижения осевой скорости воздуха. Кроме того, эти ступени из-за малой высоты лопаток (и поэтому более сильного влияния концевых потерь) обычно имеют пониженные значения КПД. Поэтому для повышения КПД всего компрессора целесообразно бóльшую часть работы сжатия переложить на ступени, имеющие более длинные лопатки, т.е. на средние ступени.
При проектировании компрессора обеспечение желательного распределения работы сжатия воздуха между ступенями производится за счет подбора необходимых значений параметров компрессорных решеток РК и НА каждой ступени (углов поворота потока и др.) с тем, чтобы получить (при данной окружной скорости) желательное значение .
В осецентробежном компрессоре (рис. 4.6) последняя (центробежная) ступень вследствие более высокого значения окружной скорости и существенного бóльшего коэффициента нагрузки имеет обычно в несколько раз более высокое значение эффективной и соответственно адиабатной работы, чем стоящие впереди нее осевые ступени.
- Теория авиационных двигателей
- Раздел 1. Параметры и характеристики элементов
- Учебные и воспитательные цели:
- План лекции:
- Литература:
- Тема 4. Многоступенчатые компрессоры (продолжение)
- 4.2. Формы проточной части осевого компрессора (каскада).
- 4.3. Распределение работы сжатия воздуха между ступенями компрессора (каскада)
- Тема 5. Характеристики компрессоров и их регулирование
- 5.1. Характеристики компрессоров и методы их определения.