logo
приборы + электрообор / 1

3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава

Анализ заболеваемости летного состава в авиакомпаниях Украины, так и согласно зарубежных источников, свидетельствует, что в общей заболеваемости Л.С. наибольший удельный вес составляют болезни внутренних органов (60%). Болезни сердечно - сосудистой системы занимают при этом первое место. Летный состав, признанный негодным к летной работе из-за наличия артериальной гипертонии, атеросклероза, хронических заболеваний миокарда и коронарных артерий сердца в возрасте до 40 лет, составляет более 60 % дисквалифицированных по заболеваниям внутренних органов.

Частичная дисквалификация летного состава достигает по этой группе заболеваний 40% и касается в основном лиц моложе 40 лет.

Среди заболеваний сердечно - сосудистой системы выделяются поражения миокарда токсико-аллергического происхождения, которые в 5-6% случаев приводят к полной профессиональной дисквалификации в основном лиц молодого возраста.

Отмечается широкое распространение среди летного состава атеросклероза и развитие в связи с этим ишемической болезни сердца (ИБС), которая я Сравнимые анализы пилотов и лиц других профессиональных групп показали, что у пилотов ГА старше 40 лет атеросклероз встречается вдвое чаще!

Проведение (США) патогистологических исследований тканей, взятых у 222 пилотов в возрасте от 19 до 43 лет, погибших в результате авиационных катастроф показали, что у 76% из них были обнаружены атеросклеротические изменения в стенке венечных артерий сердца, причем 21% погибших находились в возрасте от 30 до 40 лет.

Диагностика ИБС, особенно ее ранних, безболевых и атипичных форм, представляет большие трудности и является одной из важнейших задач современной кардиологии. Заболевания, проявляющиеся артериальной гипертонией, занимают второе место среди болезней терапевтического профиля и являются причиной дисквалификации летного состава в 1/8 случаев.

Второе место в группе заболеваний внутренних органов занимают болезни желудочно - кишечного тракта, среди которых наиболее важное значение имеет язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (8%) - по некоторым данным дисквалификация летного состава по язвенной болезни продолжает оставаться одной из основных причин отстранения летного состава по состоянию здоровья.

Примечание: 85% летного состава, признанными негодными к летной работе по язвенным болезням, были в возрасте до 35 лет.

Болезни нервной системы среди основных причин дисквалификации летного состава составляют около 15% (церебральный атеросклероз, атеросклероз артерий головного мозга, синдром вегетативно - сосудистой дистонии, неврастения) и является наиболее частой причиной негодности к профессиональной работе

Третье место в общей картине заболеваемости летного состава занимает патология хирургического профиля, которая является и одной из причин, ведущей к дисквалификации. Преобладают дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника (до 50%) и мочекаменная болезнь (до 30%).

Наиболее часто встречаются две основные формы дегенеративно­дистрофических заболеваний позвоночника: спондилез (75%) и остеохондроз (17%), причем типичной их локализацией являются нижнегрудной и верхнепоясничный отделы позвоночника. Следует отметить, что возрастной спондилез и остеохондроз поражают, как правило, нижнепоясничный отдел позвоночника.

Относительно частыми причинами дисквалификации летного состава относятся травматизм, который в половине случаев связан с летной работой и выполнением служебных обязанностей.

Заболевания органа зрения среди причин дисквалификации летного состава составляют около 2%, причем часто причиной дисквалификации являются аномалии рефракции и понижения остроты зрения.

Заболевания и функциональные нарушения ЛОР - органов служат причиной дисквалификации летного состава в 1 - 2%. Первое место как причина дисквалификации занимают кохлеарные невриты (до 35%), далее следуют повышенная чувствительность вестибулярного аппарата к воздействию адекватных раздражителей (20%), синуиты (20%), нарушения барофункции ушей (10%) и др.