3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
«Ни одно лицо не пилотирует воздушное судно и не выполняет обязанности члена экипажа, находясь под воздействием спиртных напитков, наркотиков или лекарственных средств, ограничивающих способность выполнения этими
лицами своих обязанностей».
Требования ИКАО ДОС 8984
Известно, что совершенно безвредных лекарств не существует. Взять, к при меру, анальгин, аспирин, фенацетин, амидопирин. Они до последнего времени были почти в каждом доме, но мало кто знает, что злоупотребление ими приводит к снижению числа лейкоцитов, нарушению функции почек, возникновению ангин, гастритов и даже желудочных кровотечений. Но, если бездумное отношение к этим лекарствам может принести вред только самому больному, то для членов летного экипажа ВС, а тем более КВС или второго пилота, вполне возможно, что может оказать неблагоприятное воздействие некоторых из них и чревато опасностью летного происшествия, в результате которого жертвами могут стать ни в чем не повинные люди.
Обычный опрос показывает, что большинство летного состава не знает о негативной стороне действия лекарственных препаратов.
К сожалению, в информационных материалах о применении лекарств отсутствуют не только прямые указания о запрещении их приема за рулем, но и сведения о побочном действии, снижающем безопасность работоспособности человека.
Среди лекарств, которые могут вызвать нежелательные последствия для летного состава, прежде всего, следует назвать те, которые воздействуют на центральную нервную систему: - наркотические, снотворные, психотропные.
Они вызывают изменение эмоционального состояния, настроения человека, отрицательно влияют на такие важные для пилотов качества, как скорость реакции, способность критически оценивать ситуацию, умение адаптироваться к окружающим условиям, реагировать на их изменение.
Рассмотрим некоторые виды лекарств, которые обладают таким воздействием на организм человека.
Психоэмоциональные перегрузки, утомленное состояние частые стрессовые ситуации, влияние часто изменяющегося давления, вибрация, шум, смена часовых поясов, длительность полета и повышенные рабочие нагрузки и другие отрицательные воздействия летной работы побуждают многих пилотов прибегать к снотворным.
Широкое распространение получили такие из них, как оарбиталы — веронал, люминал и производные бензодиазепина, а частности нитразепам (радедорм, эуноктин). Они действительно помогают заснуть, вызывают глубокий сон, оказывают общее успокаивающее действие. Вместе с тем, при длительном применении могут представлять определенную опасность для летного состава и даже в небольших дозах вызвать нарушение реакции на внешние раздражители. Кроме того, они обладают побочным действием, включая также возможные аллергические реакции.
Употребление нитразепама и других снотворных нередко сопровождается вялостью, сонливостью, мышечным расслаблением, головной болью, головокружением, тошнотой, нарушением координации движений и быстроты реакции. Надо помнить, что продолжительность действия этих лекарств достигает 10— 14 часов с момента приема.
Любопытна и такая деталь: особенности их поведения может вполне восприниматься как проявление алкогольного опьянения.
На психические функции, эмоциональное состояние и поведение человека оказывают заметное влияние и психотропные средства. К ним относятся нейролептики, транквилизаторы, седативные средства, антидепрессанты...
К примеру, транквилизаторы оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему. Они способствуют устранению невротических расстройств, уменьшают эмоциональную напряженность, тревогу и страх, поэтому широко используются для амбулаторного лечения. Наиболее популярные транквилизаторы — хлозепид (элениум), сибазон (седуксен, диазепам), фенозепам, нозепам, мезапам (рудотель), мепротан (мепробомат).
Их прием может также сопровождаться опасными для летного состава побочными эффектами: тошнотой, головокружением, сонливостью, нарушениями координации движения. Под воздействием этих лекарств риск возникновения аварийной ситуации в полете повышается в пять раз!
В последнее время резко возросло употребление анорексигенных средств для борьбы с тучностью. Побочное действие их иногда проявляется в повышенной раздражительности, беспокойстве, бессоннице, ознобе, повышении артериального давления и нарушении сердечной деятельности.
Все эти серьезные последствия исключают возможность применения таких препаратов для летного состава.
Необходимо хорошо знать еще и про эффект потенцирования - усиления действия различных лекарств в результате их одновременного приема. Это явление широко используется во врачебной практике, однако для летного состава такой эффект может стать источником многих неприятностей.
Любое лекарственное средство может вызвать нежелательные последствия даже в тех случаях, когда его будут применять в соответствии со стандартными или рекомендованными методами введения.
В случае заведомо неправильного применения эффективность препарата снижается или возникает опасность развития неблагоприятных реакций. Одновременное введение нескольких лекарственных средств может вызвать неблагоприятные взаимодействия между ними и, следовательно, различные осложнения.
Летный состав должен хорошо понимать, что любое заболевание можно вылечить только в стационаре и только после обязательной консультации с врачом авиакомпании. Самолечение, применение лекарств по совету товарища - заведомо неправильный путь, в результате которого может здоровье только ухудшиться или еще, более серьезное, закончиться летным происшествием.
Очевидно, что заболевание пилота может поставить под угрозу безопасность полета. Авиакатастрофы происходят в результате утраты пилотом трудоспособности, вызываемой заболеванием и/или употреблением лекарственных препаратов.
Заболевания, угрожающие безопасности полета, в других областях человеческой деятельности могут оказаться легкими недомоганиями: обычная простуда, незначительный гастроэнтерит, головная боль, слабое головокружение, а также средний отит, не препятствуя работе в учреждении, но могут представлять значительную опасность для пилота, выполняющего полет в плохую погоду или в условиях интенсивного воздушного движения.
«Легкое» недомогание, возникшее у служащего, может оказаться "серьезным" фактором для пилота при выполнении им своих служебных обязанностей.
Соответственно, необходимо учитывать не только влияние болезни на летные качества, но и потенциальное действие лекарств, применяемых для лечения конкретного заболевания.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях лекарства применяют не только для лечения, но и в целях профилактики, например, противомалярийные препараты, противогепатитные вакцины, противодиарейные средства, антибиотики и др. Возможное воздействие профилактических препаратов на безопасность полетов следует, прежде всего учитывать в тропических зонах.
Алкоголь
В приводимой ниже таблице представлены данные о среднем содержании алкоголя в крови у лиц различной массы тела после употребления "среднего" количества алкоголя. .
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации