logo
Сб

1.4 Подготовительная работа

Перед выполнением сборочного чертежа внимательно осматривают сборочную единицу, просматривают эскизы деталей, входящих в неё. Проверяют согласованность размеров сопрягаемых поверхностей.

Чтение и выполнение чертежей сборочной единицы основывается на понимании и представлении назначения сборочной единицы.

В учебной практике кафедры широкое использование в качестве сборочных единиц при выполнении заданий нашли запорно-регулирующие устройства трубопроводов: краны, предохранительные клапаны, вентили, задвижки и т.п.

Запорная арматура – промышленная трубопроводная арматура, предназначенная для перекрытия потока рабочей среды.

Регулирующая арматура – промышленная трубопроводная арматура, предназначенная для регулирования параметров рабочей среды.

Кран – промышленная трубопроводная арматура, в которой запорный и регулирующий органы имеют форму тела вращения или части его, которое поворачивается вокруг собственной оси, произвольно расположенной к направлению потока рабочей среды.

Вентиль – промышленная трубопроводная арматура, в которой запорный или регулирующей орган перемещается возвратно-поступательно вдоль оси потока рабочей среды.

Задвижка – промышленная трубопроводная арматура, в которой запорный или регулирующий орган перемещается возвратно-поступательно перпендикулярно оси потока рабочей среды.

До начала вычерчивания сборочного чертежа необходимо ознакомиться с порядком сборки изделия. Например, в соответствии с рисунком 1.17 сборка вентиля осуществляется следующим образом:

а) в крышку (поз. 3) ввинчивают с нижней стороны шпиндель (сборочную единицу поз. 1) настолько, чтобы при полном завинчивании её в корпус (поз. 2) клапан не закрывал проходное отверстие; предварительно на клапане шпинделя должна быть установлена прокладка (поз. 7);

б) на крышку надевают уплотнительную прокладку (поз. 8) и до упора ввинчивают крышку в корпус;

в) вращением шпинделя (для этого используется рукоятка поз. 6, предварительно надетая на хвостовик шпинделя) опускают клапан шпинделя на проходное отверстие;

г) набивают пространство между крышкой в верхней части и шпинделем уплотнительным материалом (чаще всего это бывает пенька, пропитанная графитовой смазкой);

д) надевают на шпиндель втулку сальника (поз. 4);

е) навинчивают накидную гайку (поз. 5) до гарантированного уплотняющего сальниковую набивку положения;

ж) надевают на призматический хвостовик шпинделя рукоятку и закрепляют её на шпинделе с помощью гайки и шайбы.