logo
приборы + электрообор / 1

3.9 Проблемные вопросы для пилотов

Летный состав во время полетов подвергается воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды, таких как перепады барометрического давления, температуры, шум, вибрация, гипоксия и др.

На работоспособность летного состава весьма существенное влияние оказывает также организация его рабочего места (вынужденная поза, приборное оборудование, освещение кабины, микроклимат и др.). Все это вместе взятое при выполнении полета создает определенный фон для летной деятельности, которая сопровождается известным нервно - эмоциональным напряжением пилотов, а после полетов имеют место в определенной степени - утомление пилотов. Все эти последствия, имея тенденцию «наложения» одно на другое, приводят к тому, что летный состав находится в группе риска и они, как никто, подвержены к заболеваниям, как общих, так и специфических, так называемых - «авиационной группы заболеваний».

В общей патологии, выявляемой у летного состава, особое значение для ВЛЭ приобретают заболевания, являющееся наиболее частой причиной профессиональной дисквалификации, и заболеваемость, развивающаяся под влиянием факторов летной деятельности.

Своевременное выявление ранних форм заболеваний представляет большие диагностические трудности и является одной из важных задач современной медицины. Дополнительные диагностические трудности возникают при обследовании летного состава, так как отчетливо выраженная целенаправленность на профессиональную деятельность и боязнь дисквалификации заставляют их скрывать наличие заболеваний.

Для ВЛЭ особое значение приобретает ранняя диагностика потенциально опасных для летной деятельности заболеваний, склонных в период обострений протекать с развитием пароксизмов, при которых резко снижается работоспособность летного состава и безопасность полета.

К числу таких заболеваний следует отнести в первую очередь ИБС (ишемическая болезнь сердца), которая нередко протекает бессимптомно.

Примечание: - по данным клинического анализа 1348 случаев внезапной смерти от коронарной недостаточности установили, что только 25,8% больных знали о своем заболевании, а 40,8% вообще не отмечали при жизни субъективных симптомов поражения сердца.

Проводимое в последующем обследование и наблюдение летного состава (группа с ИБС в возрасте 30 - 56 лет) показало, что из них безболевая форма определялась у 43,7%, малосимптомная - у 40,5% и болевая - у 15,8% больных.

По разным исследованиям подтверждено, что ИБС у лиц летного состава чаще выявляется в возрасте 40 лет и старше.

Так, из общего числа летчиков, страдающих ИБС, лица в возрасте до 35 лет составили 3,8%, 36-45 лет - 46% и старше 46 лет - 50,2%.

Избыточная масса тела отмечена в 40%, а нарушение жиролипоидного обмена установлено в 60%.

ИБС - главной причиной является коронарный атеросклероз. Спазм коронарных сосудов развивается вследствие резкого повышения тонуса симпатикоадреналовой системы, а далее ухудшается недостаточность продолжительность профессиональной работоспособности при этом заболевании невелика: почти 85% летчиков вынуждены прекращать летную работу в течении последующих трех лет с момента установления заболевания. До 40% лиц продолжали работу на нелетных должностях.

Учитывая значительные трудности диагностики ИБС, важное значение приобретают результаты динамического медицинского наблюдения за летным составом в процессе предполетных и послеполетных обследований и плановых врачебных осмотров.

Язвенная болезнь у летного состава протекает в основном в легкой клинической форме, без выраженных проявлений, нередки случаи бессимптомного течения болезни, а также скрытия заболевания. Последнее десятилетие характеризуется большим ростом числа больных язвенной болезнью, причем эта болезнь явно «помолодела». Обследование летного состава показывают, что легкое течение язвенной болезни диагностировано у 67% обследованных, из них около 10% жалоб не предъявляли и отрицали какие-либо симптомы болезни.

Серьезную угрозу БП представляют осложнения язвенной болезни, нарушая профессиональную работоспособность летчика и вызывая возникновение опасной аварийной ситуации. При анализе 108 случаев перфоративных язв у летного состава ГА установлено, что у 8% из них прободение произошло в полете!

А в 1963 году произошла катастрофа по причине острого приступа язвенной болезни (коллапс), так при вскрытие была обнаружена крупная язва желудка.

Симптомами развития язвенной болезни могут быть:

Целенаправленное и систематическое проведение комплексных лечебно профилактических мероприятий способно предупредить возникновение или обострение имеющихся болезней у летного состава ГА

Профилактика атеросклероза не содержит каких-либо особых мероприятий, специфических для летного состава и должна быть многофакторной, т.е. содержать мероприятия, направленные на борьбу с факторами риска, к числу которых относятся:

Профилактика обострений заболеваний органов пищеварения, в

частности язвенной болезни, сводится в настоящее время к проведению противорецидивных курсов лечения, которые в 2 - 5 раз снижают вероятность развития повторных обострений заболевания. После обострения язвенной болезни в весеннее - осенний период рекомендуется проводить полные курсы профилактического лечения.

Для проведения профилактических курсов хорошо использовать санаторно-курортное лечение в период очередных отпусков, а также пребывание в профилакториях.

В период летной деятельности следует соблюдать режим труда и отдыха, питания и принимать медикаментозные средства, не оказывающие влияния на работоспособность летного состава.

Меры по профилактики заболеваний, происхождение и развитие которых связано с летной деятельностью: