3.9 Проблемные вопросы для пилотов
Летный состав во время полетов подвергается воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды, таких как перепады барометрического давления, температуры, шум, вибрация, гипоксия и др.
На работоспособность летного состава весьма существенное влияние оказывает также организация его рабочего места (вынужденная поза, приборное оборудование, освещение кабины, микроклимат и др.). Все это вместе взятое при выполнении полета создает определенный фон для летной деятельности, которая сопровождается известным нервно - эмоциональным напряжением пилотов, а после полетов имеют место в определенной степени - утомление пилотов. Все эти последствия, имея тенденцию «наложения» одно на другое, приводят к тому, что летный состав находится в группе риска и они, как никто, подвержены к заболеваниям, как общих, так и специфических, так называемых - «авиационной группы заболеваний».
В общей патологии, выявляемой у летного состава, особое значение для ВЛЭ приобретают заболевания, являющееся наиболее частой причиной профессиональной дисквалификации, и заболеваемость, развивающаяся под влиянием факторов летной деятельности.
Своевременное выявление ранних форм заболеваний представляет большие диагностические трудности и является одной из важных задач современной медицины. Дополнительные диагностические трудности возникают при обследовании летного состава, так как отчетливо выраженная целенаправленность на профессиональную деятельность и боязнь дисквалификации заставляют их скрывать наличие заболеваний.
Для ВЛЭ особое значение приобретает ранняя диагностика потенциально опасных для летной деятельности заболеваний, склонных в период обострений протекать с развитием пароксизмов, при которых резко снижается работоспособность летного состава и безопасность полета.
К числу таких заболеваний следует отнести в первую очередь ИБС (ишемическая болезнь сердца), которая нередко протекает бессимптомно.
Примечание: - по данным клинического анализа 1348 случаев внезапной смерти от коронарной недостаточности установили, что только 25,8% больных знали о своем заболевании, а 40,8% вообще не отмечали при жизни субъективных симптомов поражения сердца.
Проводимое в последующем обследование и наблюдение летного состава (группа с ИБС в возрасте 30 - 56 лет) показало, что из них безболевая форма определялась у 43,7%, малосимптомная - у 40,5% и болевая - у 15,8% больных.
По разным исследованиям подтверждено, что ИБС у лиц летного состава чаще выявляется в возрасте 40 лет и старше.
Так, из общего числа летчиков, страдающих ИБС, лица в возрасте до 35 лет составили 3,8%, 36-45 лет - 46% и старше 46 лет - 50,2%.
Избыточная масса тела отмечена в 40%, а нарушение жиролипоидного обмена установлено в 60%.
ИБС - главной причиной является коронарный атеросклероз. Спазм коронарных сосудов развивается вследствие резкого повышения тонуса симпатикоадреналовой системы, а далее ухудшается недостаточность продолжительность профессиональной работоспособности при этом заболевании невелика: почти 85% летчиков вынуждены прекращать летную работу в течении последующих трех лет с момента установления заболевания. До 40% лиц продолжали работу на нелетных должностях.
Учитывая значительные трудности диагностики ИБС, важное значение приобретают результаты динамического медицинского наблюдения за летным составом в процессе предполетных и послеполетных обследований и плановых врачебных осмотров.
Язвенная болезнь у летного состава протекает в основном в легкой клинической форме, без выраженных проявлений, нередки случаи бессимптомного течения болезни, а также скрытия заболевания. Последнее десятилетие характеризуется большим ростом числа больных язвенной болезнью, причем эта болезнь явно «помолодела». Обследование летного состава показывают, что легкое течение язвенной болезни диагностировано у 67% обследованных, из них около 10% жалоб не предъявляли и отрицали какие-либо симптомы болезни.
Серьезную угрозу БП представляют осложнения язвенной болезни, нарушая профессиональную работоспособность летчика и вызывая возникновение опасной аварийной ситуации. При анализе 108 случаев перфоративных язв у летного состава ГА установлено, что у 8% из них прободение произошло в полете!
А в 1963 году произошла катастрофа по причине острого приступа язвенной болезни (коллапс), так при вскрытие была обнаружена крупная язва желудка.
Симптомами развития язвенной болезни могут быть:
снижение высотной устойчивости при обследовании в барокамере;
проявления укачивания в полете;
развитие обморока;
снижение вестибулярной устойчивости;
приступы МКБ
Целенаправленное и систематическое проведение комплексных лечебно профилактических мероприятий способно предупредить возникновение или обострение имеющихся болезней у летного состава ГА
Профилактика атеросклероза не содержит каких-либо особых мероприятий, специфических для летного состава и должна быть многофакторной, т.е. содержать мероприятия, направленные на борьбу с факторами риска, к числу которых относятся:
длительное психоэмоциональное напряжение;
артериальная гипертония;
курение;
гиперхолестеримения;
избыточная масса тела;
низкая физическая активность.
Профилактика обострений заболеваний органов пищеварения, в
частности язвенной болезни, сводится в настоящее время к проведению противорецидивных курсов лечения, которые в 2 - 5 раз снижают вероятность развития повторных обострений заболевания. После обострения язвенной болезни в весеннее - осенний период рекомендуется проводить полные курсы профилактического лечения.
Для проведения профилактических курсов хорошо использовать санаторно-курортное лечение в период очередных отпусков, а также пребывание в профилакториях.
В период летной деятельности следует соблюдать режим труда и отдыха, питания и принимать медикаментозные средства, не оказывающие влияния на работоспособность летного состава.
Меры по профилактики заболеваний, происхождение и развитие которых связано с летной деятельностью:
повышение устойчивости организма летчика к воздействию факторов полета с помощью систематической и целенаправленной физической подготовки;
рациональной индивидуальной летной нагрузкой и активного отдыха;
дифференцирования питания с учетом характера полетов (исключения питания «сухпайком» при длительных полетах;
разработку более эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты от шума;
повышение психофизиологических и гигиенических требований к рабочему месту пилота;
совершенствование методов обследования, используемых при отборе кандидатов в летные училища и освидетельствовании летного состава.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации