logo
все билеты

5. Основные требования к проектированию систем сбора нефти, газа и воды

1.1Конструкция промысловых трубопроводов и способ их прокладки должны обеспечивать:

-безопасную и надежную эксплуатацию в пределах норматив­ного срока службы;

-ведение технологии промыслового сбора и транспорт продук­ции скважин в соответствии с проектными параметрами;

-производство монтажных и ремонтных работ индустриаль­ными методами с применением передовой техники и технологии;

-возможность надзора за техническим состоянием трубопро­водов;

-защиту трубопроводов от коррозии, вторичных проявлений молнии и статического электричества;

-предотвращение образования ледяных, гидратных и других пробок.

1.2 Трассы трубопроводов должны выбираться на основе многовариантных технико-экономических исследований. В качестве критериев оптимальности вариантов следует принимать приведенные затраты при сооружении, техническом обслуживании и ремонте, включая затраты на мероприятия по охране окружающей среды, а также металлоемкость, безопасность, заданное время строительства, наличие дорог и др.

При выборе трассы необходимо по возможности избегать (обходить):

-водоохранные зоны, леса первой группы, оленьи пастбища, места обитания других промысловых животных и птиц;

-участки просадочных и пучинистых многолетнемерзлых грунтов (бугры пучения следует обходить с низовой стороны);

-участки с сильно пересеченной местностью;

-болота, озера;

-трасса трубопроводов должна иметь минимально необходимое количество переходов через водные преграды, железные автомобильные дороги и другие естественные и искусственные препятствия,

долж­на позволять вести обслуживание и ремонт трубопроводов в лю­бое время года.

1.3 Для уменьшения площади земель, изымаемых под стро­ительство и эксплуатацию системы промысловых трубопрово­дов, при выборе трасс следует максимально использовать прин­цип коридорной прокладки линейных коммуникаций (трубопро­воды, автодороги, ЛЭП и линии связи).

1.6. Диаметр трубопроводов должен определяться гидрав­лическим расчетом и соотноситься с сортаментом выпускае­мых труб

1.7. В проекте должен быть разработан на все время эксплуатации трубопроводов план мероприятий, обеспечивающий равномерную загрузку трубопроводов путем очередности разбуривания скважин, организации регулируемого сброса попутно добываемых воды и газа на кустах скважин и дожимных насосных станциях, переключения потоков нефти, газа и воды на трубопроводы соответствующего диаметра в моменты реконструкции систем сбора с тем, чтобы обеспечить эмульсионный режим движения продукции по трубопроводам, утилизацию воды закачкой ее в пласт через системы заводнения пластов.

1.9 Трубопроводы должны быть надежно защищены от внутренней коррозии в соответствии с рекомендациями раздела 5 путем применения технологических методов защиты, внутренних покрытий, ингибиторов коррозии, средств очистки трубопроводов от скоплений воды, твердых отложений.

1.11. В проекте обустройства месторождения на всех этапах производства строительных работ должны быть разработаны организационные мероприятия по:

-контролю за качеством поступающих труб, фасонных деталей, арматуры, сварочных материалов в соответствии с рекомендациями разделов 4 и 5 настоящих Правил;

-операционному контролю за качеством подготовительных, земляных, транспортных и разгрузочных, противокоррозионных, сварочно-монтажных, укладочных, рекулътивационных работ в соответствии с рекомендациями раздела 5 настоящих Правил.

1.12. Толщина стенки трубопроводов определяется прочностным расчетом в зависимости от категории участка трубопровода, параметров транспортируемой среды и конструктивного решения.

1.13. Трубопроводы должны быть сварены встык с установкой на них соединительных деталей (отводов, тройников, переходников и др.) и стальной равнопроходного сечения запорной арматуры (кранов, задвижек, вентилей и т. д.), согласно расчетному давлению в трубопроводе.

1.17. При транспортировании по трубопроводу влажных или конденсирующихся продуктов должны предусматриваться меры, предупреждающие образование ледяных и гидратных пробок (ввод метанола, ингибитора, укладка трубопровода ниже глубины промерзания, путевой подогрев трубопровода и др.)

Для защиты от механических повреждений и передачи внеш­них нагрузок заглубление трубопроводов до их верхней образу­ющей должно быть не менее:

-на непахотных землях вне постоянных проездов при услов­ном диаметре 300 мм и менее — 0,6 м;

при условном диаметре более 300 мм, но менее 1000 мм — 0,8 м;

при условном диаметре 1000 мм и более — 1,0 м;

-в скальных грунтах и болотистой местности при отсутствии проезда автотранспорта и сельскохозяйственных машин для всех диаметров — 0,6 м;

-на пахотных и орошаемых землях — 1,0 м;

-при пересечении строительных и осушительных каналов, а также местных (промысловых) автомобильных дорог — 1,1 м.

1.23. Наземная прокладка трубопроводов в насыпях приме­няется на участках с низкой несущей способностью грунтов на болотах и обводненных участках

1.25. Надземная прокладка трубопроводов применяется на участках, где грунты обладают низкой несущей способностью, на участках с пересеченным рельефом местности, при наличии большого количества водотоков, оврагов, озер и рек, на перехо­дах трубопроводов через водные преграды, русла селевых пото­ков, при пересечении оползневых участков и участков с просадочными и пучинистыми грунтами, при скальных грунтах, на участках с вечномерзлыми грунтами и в других случаях, когда подземная прокладка недостаточно надежна, сложна и экономи­чески нецелесообразна, а также в случаях необходимости изоли­ровать "горячие" трубопроводы от вечномерзлого грунта.

1.26. Прокладка промысловых трубопроводов на вечно - мерзлых грунтах должна производиться на основе анализа мерзлотно-грунтовых условий трассы, технико-экономических показателей, результатов тепловых и прочностных расчетов, различных конструктивных решений по способам прокладки обеспечения их работоспособности и ремонтопригодности в течение всего периода эксплуатации, а также охраны окружающей среды.

1.32. Для свободного проезда транспорта и беспрепятствен­ного прохода людей на воздушных переходах минимальная высота до нижней части трубопроводов или пролетных строительныхконструкций высоких эстакад должна быть, м:

-над железнодорожными путями (от головки рельсов) - 6,0

-над автодорогами и проездами - 5,5

-над пешеходными проходами - 2,5|

1.35. Размещать арматуру, фланцевые, резьбовые соединения, линзовые, волнистые компенсаторы и дренажные устройства на трубопроводах, расположенных над железнодорожными путями, автодорогами и пешеходными дорожками, не разрешается.

1.37. Внутриплощадочные трубопроводы следует прокладывать с уклоном, обеспечивающим возможно полное опорожнение их в цеховую аппаратуру и емкости. Уклоны трубопроводов следует принимать не менее:

-для легкоподвижных жидких веществ - 0,002;

-для газообразных веществ - 0,003;

-для высоковязких и застывающих веществ - 0,020.

1.41. Запрещается прокладывать внутриплощадочные тру­бопроводы внутри административных, бытовых, хозяйственных помещений, в помещениях электрораспределительных устройств, камер, тепловых пунктов, а также на путях эвакуации персонала (лестничных клетках, коридорах и т. д.).

1.43. Прокладка промысловых нефтегазоконденсатопроводов в одной траншее с кабельными линиями запрещается.

1.44. Параллельная прокладка трубопроводов, а также пересечение их с кабелем должны производиться в соответствии ПУЭ.

1.45. При прокладке кабельных линий параллельно с нефте-газо- и конденсатопроводами расстояние по горизонтали между кабелем и газоконденсатопроводом должно быть не менее 1 м.

Вариант 18