Высотное снаряжение
Высотное снаряжение предназначено для обеспечения членов экипажа кислородом и защиты от низкого атмосферного давления при полете в герметизированной и разгерметизированной кабине, а также при аварийном покидании и снижении на парашюте с высот более 15 000 м. Совместно с кислородным оборудованием этим требованиям удовлетворяет индивидуальное высотное снаряжение в виде высотных компенсирующих костюмов в сочетании с кислородными масками при полетах не выше 18 000 м или гермошлемами и высотными скафандрами.
Применение гермошлема увеличивает безопасную высоту выполняемых полетов до 30—40 км и создает удобства для работы человека, одновременно предохраняя его голову при катапультировании.
Высотный компенсирующий костюм (ВКК), стационарный кислородный и парашютный приборы обычно объединяются в комплект кислородного оборудования типа ККО.
Воздух в ППК
Комплект кислородного оборудования типа ККО:
1-кислородный баллон; 2-зарядный штуцер; 3-редуктор; 4-стационарный прибор; 5-кислородный индикатор с манометром; 6-манометр давления кислорода в системе питания; 7-гермошлем; 8-высотный компенсирующий костюм; 9-регулятор перепада давлений; 10-ручка аварийного включения парашютного прибора; 11-парашютный прибор; 12-объединенный разъем; 13-автомат давления ППК; 14-фильтр.
Высотный компенсирующий костюм создает внешнее механическое обжатие тела человека, в результате чего облегчается процесс дыхания и кровообращения, а также исключает возникновение декомпрессионных расстройств в организме. Он представляет собой комбинезон, который застегивается быстроразъемными замками, а затем с помощью шнуров подгоняется по конфигурации тела человека. На внешней поверхности костюма смонтировано натяжное устройство в виде резиновых трубок, подключаемых к объединенному разъему.
В случае разгерметизации кабины на больших высотах вначале заполняется кислородом натяжное устройство костюма, а затем происходит подача кислорода с избыточным давлением под маску или гермошлем и как результат — механическое обжатие тела с противодавлением, по величине примерно равным давлению газа в легких.
При катапультировании заполнение натяжного устройства кислородом осуществляется из дополнительного баллончика парашютного прибора.
Комплексное решение вопроса защиты экипажей при длительных полетах в разгерметизированных кабинах и в случае аварийного покидания самолета обеспечивается с помощью высотных скафандров. Они фактически представляют собой индивидуальные герметические кабины.
Скафандр, в отличие от компенсирующего костюма, обеспечивает создание равномерного противодавления на тело человека при нагнетании воздуха под избыточным давлением. Допустимая высота и продолжительность полета в скафандре практически не ограничены. Кроме того, он защищает человека не только от вредного воздействия атмосферы больших высот, но и от перегрева или переохлаждения, а также предохраняет его от динамического удара встречного потока воздуха при катапультировании и служит средством спасения при приводнении.
Как и герметические кабины, скафандры подразделяются на атмосферные (вентиляционные) и автономные, а в зависимости от способа подачи кислорода для дыхания — на масочные и безмасочные.
В масочном скафандре кислород подается только под маску, в результате чего его расход меньший, чем при использовании безмасочного скафандра.
Поскольку выдыхаемые газы не попадают на остекление гермошлема, уменьшается его запотевание. Кроме того, в случае нарушения герметичности шлема имеется возможность продолжать полет с кислородной маской. Однако кислородная маска стесняет движение головы и раздражает кожу лица.
На рисунке показана схема питания масочного скафандра. Скафандр конструктивно состоит из герметичной оболочки, гермошлема и герметизированных перчаток и сапог.
Схема питания масочного вентиляционного скафандра:
1 - маска; 2 - клапан выпуска воздуха; 3 - шланг выдоха; 4 - трубки вентилирующей системы; 5 - регулятор давления; 6 - парашютный прибор; 7 - стационарный прибор; 8 - кислородный индикатор с манометром; 9 - указатель «высоты» в скафандре; 10 - указатель расхода воздуха; 11- сигнализатор опасной высоты; 12 - объединенный разъем; 13 - редуктор аварийной подачи воздуха; 14 - автомат включения аварийной подачи воздуха; 15 - автомат давления ППК; 16 -фильтр
Для обеспечения необходимой прочности, газонепроницаемости и озоностойкости оболочка в виде комбинезона изготовляется из прорезиненного синтетического материала. Алюминирование его наружной поверхности обеспечивает его защиту от механических повреждений и отражение тепловых лучей. Подвижность комбинезона в местах расположения суставов человека достигается мягкими шарнирами в виде гофров или специальными подшипниковыми сочленениями.
С целью обеспечения достаточного сектора обзора передней и боковых полусфер гермошлем снабжен прозрачным щитком с высокими механическими и оптическими свойствами.
Вентиляция внутреннего объема скафандра осуществляется воздухом из системы кондиционирования или от специальной системы вентиляции. Воздух по трубкам 4 поступает в различные места внутренней полости комбинезона, в перчатки и сапоги. Регулятор давления 5, оттарированный на заданный перепад давлений, предохраняет человека от случайного его повышения под оболочкой скафандра и при совместной работе с клапанами выпуска стравливает отработанный воздух. Этим обеспечивается его необходимый обмен. Кислород из стационарного прибора 7 поступает по шлангам через объединенный разъем 12 под маску 1. При аварийном покидании самолета питание человека кислородом обеспечивается из парашютного прибора 6.
Контроль работоспособности кислородной и воздушной систем питания осуществляется по кислородному индикатору 8, указателю «высоты» в скафандре 9 и указателю расхода воздуха 10.
Скафандры автономного типа обычно выполняются в безмасочном варианте и находят наиболее широкое применение в космонавтике.
- Методическое пособие
- Измерители высоты полета
- Приемники и магистрали воздушных давлений не самолете
- Измерители скоростей полета
- Указатель числа м.
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Раздел 6 Средства контроля за работой оборудования бортовых систем;
- Средства объективного контроля (сок)
- Бортовые регистраторы полетной информации
- Принцип работы сок
- Раздел 7
- Система управления самолетом
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Подканал синхронизации предкрылков
- Управление стабилизатором
- Автоматическое управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Назначение, состав системы управления выпуском и уборкой шасси
- Гидравлические системы самолетов
- Гидравлическая система характеризуется:
- Характеристики рабочих жидкостей
- Гидравлические насосы и двигатели
- Силовые цилиндры
- Конструктивные узлы силовых цилиндров
- Гидравлические следящие устройства
- Распределительные устройства
- Фильтрация жидкостей
- Пневматические системы
- Воздушная система. Общие сведения.
- Пневматический привод
- Агрегаты гидросистем:
- Автопилот
- Автопилоты принято классифицировать по следующим основным признакам.
- Раздел 8
- Высотное, защитное и специальное оборудование
- Летательных аппаратов
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- 1.Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- 2.Боли в суставах и тканях организма.
- 3. Взрывная декомпрессия.
- 4. Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Кислородная система.
- Кислородный прибор кп-24м
- Средства для защиты от огня и дыма кабины и людей
- Высотное снаряжение
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм
- Тепловые противообледенительные системы.
- Обогрев всу.
- Системы пожаротушения
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Система обнаружения дыма
- Ручные огнетушители.
- Аварийные ситуации на борту вс и факторы угрозы для пассажиров и членов экипажа.
- Пожар на борту вс и его последствия.
- Разгерметизация кабин вс.
- Аварийная посадка на сушу и на воду.
- Бортовое аварийно-спасательное оборудование (басо)
- Состав acо:
- Средства размещения и фиксации людей.
- Аварийная маркировка (наружная и внутренняя).
- Аварийное освещение.
- Бортовые средства эвакуации людей (надувные трапы, жёлоба).
- Индивидуальные и групповые плавсредства.
- Надувные трапы.
- Раздел 9 Компоновка бортового оборудования на летательных аппаратах
- Выбор оборудования, входящего в навигационно-пилотажный комплекс
- Внутренние и внешние связи комплексов
- Компоновка оборудования в кабинах экипажа
- Специальные отсеки для оборудования
- Способы отвода тепла из тех-отсеков
- Список литературы
- Раздел 5