4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
Основной смысл изучения ошибок летного состава должен состоять в поиске их главных причин для проведения целенаправленных и эффективных профилактических мероприятий.
Первый этап, предшествующий непосредственному изучению ошибочных действий летного состава, как известно, заключается в их выявлении, осуществляемом на основании личных наблюдений, записей, сделанных в журнале замечаний УВД, бесед с руководящим составом АК, другими членами экипажей, данных средств объективного контроля качества выполнения полетного задания, участия в разборе полетов. Обнаружение ошибок основывается на их внешнем проявлении, которое выражается в изменении положения самолета в пространстве, в невыполнении или выполнении с нарушениями каких-либо действий по управлению самолетом или его системами. Большое значение пои этом имеет анализ записей, сделанных в полете на
специальных регистрирующих приборах, по которым можно судить о допущенных отклонениях от заданных значений параметров полета, о величине и направлении перегрузок, о движениях органами управления.
Прослушивание магнитофонной ленты, на которой записан радиообмен с экипажами самолетов, позволит точно установить, доложил ли летчик о допущенной ошибке и в какое время, какие ему указывались выходы из создавшегося положения.
Особый интерес представляет регистрация в полете физиологических функций летчика, направления его взгляда, двигательных операций и т.п. Такие записи с наибольшей полнотой и объективностью позволяют вскрыть психофизиологические причины ошибок.
Вторым этапом в изучении ошибочных действий является выяснение характера рабочего движения, приведшего к тому или иному отклонению.
По своему характеру ошибочные действия могут быть преждевременными или поспешными, запаздывающими или замедленными, непроизвольными, одни действия могут выполняться вместо других или совсем отсутствовать. Обязательное условие выявления психофизиологической сущности ошибки летчика – изучение профессиограммы и циклограммы его деятельности на этапе полета, где произошла ошибка.
При изучении структуры действий летчика следует прежде всего четко выделить те общие и промежуточные цели, достижение которых обеспечивает успех. Далее следует определить состав и взаимосвязь действий, а также рассмотреть возможные способы их выполнения. В ходе такого изучения могут быть выяснены те требования, которые предъявляются к различным психологическим функциям человека, и условия деятельности, обеспечивающие успешное выполнение как отдельных звеньев, так и всей целостной структуры деятельности на этапе полета, где произошла ошибка. Это, в свою очередь, позволит выработать конкретные меры, направленные на совершенствование физических и психических качеств летчика (система обучения, режим труда, отдыха и питания, физическая и психологическая подготовка), а также определить требования к созданию физического и психологического комфорта летчику в полете на данном типе самолета.
После установления характера ошибочного действия необходимо выяснить его причину. Это задача третьего этапа изучения причин ошибочных действий, рассматривающего возможность возникновения причин ошибочных действий на уровне процессов восприятия информации, ее переработки и принятия решения.
При выявлении этих причин следует учитывать многостороннюю зависимость их от функции внимания, памяти, мышления, прогнозирования и функционального состояния организма. Нужно сопоставить и проанализировать, какие явления и в каких условиях привели к возникновению каждой ошибки, какие физиологические или психологические факторы лежали в основе неправильных действий или решений летчика.
При анализе каждого случая нужно решить, случайно ли возникла ошибка или же ее возникновение является результатом определенных недостатков в организации и обеспечении полетов, особенностей авиационной техники, индивидуально-психологических качеств данного летчика и уровня его подготовки.
В необходимых случаях проводится клиническое и экспериментально-психологическое обследование летчика для выявления отклонений в состоянии здоровья и индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать возникновению ошибки. С этой целью целесообразно проводить и психофизиологический анализ действий летчика при выполнении им заданий на комплексном тренажере самолета (вертолета), оборудованном аппаратурой для регистрации основных физиологических функций, двигательных реакций и параметров полета. При этом следует имитировать на тренажере те условия полета, в которых летчик допускал ошибочные действия.
Профилактические рекомендации зависят от причин конкретного случая и могут включать мероприятия по восстановлению здоровья, проведению специальных тренировок и летного обучения с учетом психофизиологических особенностей летчика, упорядочению режима труда и отдыха, осуществлению специальных мероприятий по укреплению физической и психофизиологической выносливости летного состава, а также по рационализации рабочего места летчика.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации