4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
Понятие психического состояния включает все то, что в данный отрезок времени рабочей деятельности происходит в психике человека. Готовность к работе, утомление, эмоциональное напряжение, состояние бодрствования или сна – все это типичные психические состояния. Степень соответствия психического состояния заданной деятельности может быть нарушена как внешними, так и внутренними факторами, вследствие чего могут наступить сдвиги в рабочем состоянии, иногда даже в крайнем проявлении. К таким крайним проявлениям относятся психическая оглушенность (оцепенение), состояние эйфории (возбуждение и повышенное настроение с одновременной потерей критического отношения к себе и своим действиям), стресс, психическая дезориентация в окружающей обстановке и пр.
Психическое состояние является результатом взаимодействия психических процессов (внимания, мышления, воли, эмоций и т.д.) в ходе осуществления текущей деятельности. Иными словами, психическое состояние – это целостная психофизиологическая реакция организма, формирующаяся под влиянием условий внешней среды, функциональных возможностей организма и специфики деятельности.
Посредством психических состояний формируется продуктивная сторона летной деятельности. Конкретно их формы проявляются в виде так называемой предстартовой и стартовой мобилизации организма летчика, в виде боевого возбуждения, стимулирующего эффективное использование внутренних резервов организма в сложных условиях Полета, при выполнении боевых заданий и т.п.
Степень соответствия психического состояния текущей деятельности может быть нарушена тем легче, чем большей мобилизации психофизиологических функций требует данная деятельность. Когда уровень бодрствования и особенности психических функций человека по тем или иным причинам становятся неадекватными деятельности, возникают так называемые трудные состояния. Эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания руководящего состава авиакомпании и авиационных врачей, так как своевременная предполетная диагностика неблагоприятных состояний летчика является одним из эффективных путей профилактики ошибок в полете.
В авиационной медицине условно выделяют следующие группы психических состояний в деятельности летчика:
- крайние сдвиги в рабочем состоянии (доминантное состояние, преждевременная психическая демобилизация);
- психические состояния, вызванные действием факторов полета (дремотные состояния, кратковременная психическая оглушенность, эйфория, пароксизмальные (быстропроходящие) срывы психической деятельности);
- психические состояния с элементами страхов (боязнь потери сознания, боязнь потери пространственной ориентировки, боязнь отказа техники и т.п.), обусловленные ранее перенесенными в полете неблагоприятными воздействиями (пожар, столкновение в воздухе, катапультирование и т.п.).
Характерным условием для развития психических состояний, относящихся к первой группе, является нарушение необходимого равновесия между отдельными компонентами психики (эмоциональным, волевым, мыслительным и т.п.). Чаще всего это проявляется в доминировании одного из компонентов. Нарушение оптимального равновесия психических компонентов в процессе пилотирования приводит к ухудшению деятельности. В летной практике могут встречаться различного рода трудные состояния, когда происходит нарушение необходимого равновесия между эмоционально-волевым и мыслительным компонентами психики летчика.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации