logo
приборы + электрообор / 1

Источники знаний о человеке

Человеческий фактор в авиацииможет быть определён как набор присущих людям – авиаторам физиологических и психологических возможностей и ограничений, которые, в случае непринятия их во внимание, могут стать причиной неправильных действий.

Определение понятия человеческого фактора, предложенное профессором Элвином Эдвардсом, гласит, что «Человеческий фактор имеет целью оптимизировать взаимоотношения между людьми и их деятельность путем систематического применения знаний о человеке, интегрированных рамками конструирования систем».

Человеческий фактор – прикладная дисциплина, которая путем системного применения науки о человек, имеет цель оптимизировать взаимоотношения между людьми и их деятельность в процессе конструирования и использования систем.

Обеспечение безопасности полетов, т. е. их выполнение без нарушений здоровья и работоспособности летного состава и пассажиров, а также без нанесения ущерба воздушным судам, грузам и наземным средствам обеспечения полетов — важнейшая задача всех служб гражданской авиации.

Мероприятия по обеспечению безопасности полетов включают три основных и относительно самостоятельных направления:

- обеспечение конструктивно-эксплуатационной надежности ВС, их оборудования и наземных средств обслуживания;

- обеспечениеправильной организации и управления полетами и руководство персоналом, их обеспечивающим;

- обеспечениенадежности работы экипажа ВС и диспетчера.

Человеческий Фактор(ЧФ) - это учение об обеспечении надежности авиационно-транспортной системы (АТС), основу которого составляют взаимодействие компонентов АТС:

- рабочей среды;

- причины и механизмы нарушения их взаимодействия;

- методы профилактики.

Как научная дисциплина ЧФ объединяет: философию, физиологию, педагогику, социологию, медицину, эргономику и др., изучающие деятельность и поведение человека в различных условиях.

В возникновении летных происшествий и предпосылок к ним технические и технологические причины играют в наше время в отличие от начального периода развития авиации относительно малую роль. Ведущее место прочно заняли при- чины «человеческого» происхождения, объединяемые понятием «личностный фактор» и «человеческий фактор». Около 65—70% всей авиационной аварийности в мире за последние годы вызвано этими факторами.

Личностный фактор- характеризует индивидуальные возможности специалистов :

- уровень профессиональной подготовки

- физическое и психофизиологическое состояние здоровья

- дисциплинированность и др. индивидуальные особенности.

Цель профилактики ошибок, что обусловлены личностным фактором, обязана предопределяться в выявлении конкретных недостатков того или иного авиаспециалиста, которые относятся к этой сфере, и их устранение путем проведе ния работы с этими специалистами.

Человеческий фактор – понимается психофизиологические возможности человека, что присущи всем людям, которые владеют подготовкой, необходимой для профессиональной деятельности, которая проявляется во взаимодействии специалистов с техникой.

Ошибочные действия, которые обусловлены «человеческим фактором» характеризуются такими отличиями :

- стабильностьюповторения ошибок в одних и тех же условиях независимо от конкретной личности персонала и уровня его подготовки.

- независимость ошибок от типа воздушного судна.

Предупреждение ошибочных действий, обусловленных «человеческим фактором»,обязаны решаться путем эргономичного совершенствования техники до уровня соответствия психологических возможностей.

Понятия «ЛФ» и«ЧФ» иногда объединяют в общее понятие«человеческий фактор».

В авиационной практике необходимо придерживаться строгого разграничения этих понятий,т.к. это необходимо для объективной классификации причин аварийности и определения объектов (направлений) профилактической работы.

Действия человека во многих случаях были причиной авиационных происшествий. Чтобы добиться уменьшения числа происшествий, необходимо глубже понять роль человеческого фактора в авиации, а накопленные знания применять в профилактических целях. Под профилактическими мерами понимается, что знания о человеческом факторе должны находить применение и интегрироваться в процессе проектирования и сертификации систем, а также при выдаче свидетельств персоналу, то есть до того, как системы начнут эксплуатироваться, а персонал приступит к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Распространение информации о человеческом факторе дает авиационной администрации единственную наиболее действенную возможность сделать авиацию более безопасной и эффективной.

Человеческий фактор в авиации— это совокупность стойких или временных психологических особенностей лиц летного состава и диспетчеров УВД, непосредственно связанных с причинностью летных происшествий, отягощением аварийных ситуаций или инцидентов к ним. Только те свойства или особенности личности, которые причинно обусловили возникновение АП, предпосылки к нему или привели к усугублению аварийной ситуации, могут быть включенными в личный фактор.