logo
СЭУ

1,, И 3 Основные особенности энергетических установок судов флота рыбной промышленности.

1) Разнообразие орудий лова и промысловых схем

2) Характерно открытые промысловые палубы

3) Имеется высокий надводный борт и развитые надстройки

4) Отличается высокой энерговооружённостью и высокие мощности СЭС, ВКУ

4) Высокое потребление электроэнергии и пара низких параметров

6) Дизельные энергетические установки различных марок

7)Возможны все типовые судовые передачи

8) Одновременно производство агрегатов на МДК различных видов энергии

9) Валогенераторы могут входить в состав основных источников электроэнергии.

На судах промыслового флота применяются разнообразные ДУ с прямой, дизель-редукторпой и дизель-электрической пере­дачами. Преимущественное распространение получили о д нов ал ь-ные установки, так как двухвальные и тем более трехзальные ухудшают пропульсивные качества судна, К тому же при их при­менении увеличивается ширина МО, что приводит к большим потерям полезного объема трюмов. Расположение МО по длине судна чаще всего среднее, что объясняется наличием кормового слипа для подъема трала.

Малые, средние и большие траулеры, а также промысловые и транспортные рефрижераторы, например типа «Берингов про­лив», укомплектовывают установками с прямой передачей. Сна­чала в таких установках применяли ВФШ, а с середины 60-х го-дов начали широко использовать BPUL- Сейчас ВРШ устанавли­вают на средних и больших траулерах, промысловых и транспортных рефрижераторах. Практически весь промысловый флот пополняется только судами с ВРШ. Установки с прямой передачей могут быть оборудованы валогенератором для отбора мощности. Применяют также установки с обратимой электрома­шиной на валопроводе, например на СРТ типа «Ленинская куз­ница», На переходах она работает в режиме электродвигателя, получая энергию от вспомогательных ДГ, а на промысле —в ре­жиме генератора, обеспечивая работу траловой лебедки или дру­гих потребителей.

В связи с наличием на судах промыслового флота большого количества специального технологического оборудования относи­тельная мощность их СЭС возрастает до 0,6—0,75.

На некоторых судах (главным образом судах малых размере-ний) паровая котельная установка отсутствует, и помещения отапливаются электрогрелками или горячей водой от водогрей­ного котла. Иногда ее может не быть и на более крупных судах (например, на сельдяных траулерах постройки ГДР). Тем не ме­нее наличие вспомогательного парового котла — неотъемлемый признак современной ДУ промыслового судна.

Следует отметить, что УК не нашли применения на трауле­рах, поскольку использование теплоты отработавших газов для получения пара нужных параметров сопряжено с трудностями из-за постоянно меняющихся режимов работы ГД на промысле. В качестве вспомогательных на траулерах обычно служат водо­трубные котлы с автоматизированным режимом питания и горе­ния, а также огнетрубные. Производительность котлов зависит от типа судна и состава потребителей пара и составляет от 300 (СРТ «Океан») до 4500 кг/ч (ППР «Рембрандт»), Рабочее дав­ление пара относительно невелико (0,3—1,2 ЛШа).

На большинстве судов котельная установка состоит из од­ного агрегата, по два котла установлено лишь на БМРТ отече­ственной постройки и консервных траулерах.

На судах технического флота МОД практически не применя­ются, что объясняется повышенными требованиями к массогаба-ритным показателям ЭУ. Выбрать тип ГЭУ для таких судов бы­вает затруднительно, поскольку мощность технических средств (грунтовых или пожарных насосов, подъемных кранов) нередко становится соизмеримой с мощностью, необходимой для обеспе­чения движения судна. Поэтому тип ЭУ следует выбирать с уче­том применяемых технических средств. Так, на землесосах типа «Гогланд>, предназначенных для дноуглубительных работ на песчаных и илистых грунтах, установлена двухвальная ДУ с СОД. При этом ГД могут передавать мощность либо через ре­дукторы на гребные винты, либо через мультипликаторы на глав­ные генераторы, которые обеспечивают электроэнергией насосы гидроразмыва и грунтовые насосы.

Для обеспечения электроэнергией общесудовых потребителей на судне имеется вспомогательная электростанция с относитель­ной мощностью 0,325.

Часто на судах технического флота для технических средств используется не электропривод, а дизельный привод. Это застав­ляет предъявлять совсем иные требования к комплектации ДУ, а также вызывает перераспределение мощности между ГЭУ, СЭС и установкой для привода технических средств.