logo
Дизайн-проект коллекции форменных костюмов для средней школы №38 для трех возрастных групп

1.1 Исторические аспекты формирования детской одежды и школьной формы в России

В древних культурах различие между женским и мужским одеянием сводилось к минимуму, утилитарность и комфорт еще не были принесены в жертву декору. В Древней Греции дети взрослели очень рано, поэтому не существовало разделения на детскую и взрослую одежду. Свободные греки, надев хитон в раннем детстве, считались полноправными гражданами. А детство длилось, пока ребенок носил детскую одежду. В Древнем Риме малышей одевали в простые туники, которые сменялись драпированными тогами - одеждой взрослых. Древнеримские девочки были одеты, так же как и их мамы. Подобное переодевание заменяло в европейской культуре обряд инициации. Малыша облачали не столько в одежды, сколько в "узы социальных условностей, плотным корсетом затягивающие их сознание". У расфранченных инфантов, утопающих в рюшах и застегнутых на бесчисленное множество пуговиц, в тяжелых напудренных париках, вряд ли возникало желание совершать лишние телодвижения. Разделение детской одежды по половому признаку не существовало вплоть до XVIII века. Крестьянские дети, (независимо от пола), часто почти до совершеннолетия ходили в рубахах. Детей пеленали, как египетскую мумию, боясь, что они могут пораниться или простудиться. Считалось, что движение деформирует скелет малыша. Только в начале XX века младенцы получили "право двигаться" - появились распашонки, ползунки, пинетки. По своей сути это была одежда унисекс, а пол ребенка определялся по цвету: мальчики - по цвету голубому, девочки - по розовому цвету. Одежда детей целикам зависит от выбора родителей - ведь дети не являются самостоятельными, они полностью зависят от взрослых, которые и одевали их так же, как одевались сами. Чем состоятельнее родители, тем разнообразнее и богаче одежда их детей.

впервые не художник-модельер, а известный философ и писатель Жан-Жак Руссо во Франции в конце XVIII века. До него, как, впрочем, и после него, детский костюм являлся копией взрослого и отличался лишь дополнительными деталями (фартучек, нагрудник, чепчик). Распространение новых идей в воспитании, выдвинутых Руссо, привело к первой попытке создать специальный детский костюм, соответствующий особенностям возраста. Именно тогда впервые в детском костюме появились свободные прямые брюки, которые затем, после французской революции, стали основным элементом европейской мужской одежды. Это был первый "матросский костюм", который видоизменялся и на протяжении почти двухсот лет, сохранился и до нашего времени. В этой одежде ходили как мальчики, так и девочки. Матроска бывала очень модной, затем эта мода незаметно сходила на "нет", потом вновь возрождалась. Эта форма одежды, "фасон" и отделка оказались вечными. (Приложение №1) Вряд ли философ ожидал такого эффекта. В начале XIX века еще было заметно влияние взглядов Руссо на одежду, дававшую свободу движениям, игре, спортивным занятиям, но уже со второго периода в ней больше сказывалось подражание взрослой одежде, особенно в платьях девочек, которых ненадолго освободили от корсета и переодели в легкие муслиновые платьица. Такая одежда напоминала нижнее белье, потому получила название "ланжерин" (lingerie (фр.) - дамское белье). (Приложение №2) Первыми право на ношение детского платья получили юные наследники монархий. Викторианская эпоха отдыхала от революционных потрясений, оберегая семейственность и домашние ценности. Она вновь вернула в детскую одежду строгость. Девочкам предлагались платьица до колен, а под них - штанишки с рюшами, которые выглядывали из-под подола. (Приложение №3) Пришедшая вскоре мода на кринолины не обошла стороной и детей. Они были вынуждены путаться в бесчисленных нижних юбках и задыхаться в корсетах, но прямее держали спину и гордо поднимали подбородок, во всем повторяя поведение своих мам.

С возрастом платья удлинялись, и когда девочки превращались в невест, они уже носили платья "в пол". Фасоны для замужних дам и молоденьких девушек не очень различались, но девушки-подростки не могли носить яркие костюмы из тяжелых тканей. Их платья были пастельных, нежных расцветок из легких материалов. Уже с 10-12 лет на юных леди надевали мягкий корсет, который должен был формировать талию, укреплять осанку, держать спину прямой. Однако девушки восстали против его существования, и в конце XIX века впервые появилось свободное детское платье с пояском на бедрах, которое благополучно дожило и до наших дней. (Приложение №4)

В учебных заведениях существовала специальная форма одежды, мальчики ходили в форменных костюмах, различных по цвету и "фасону" в соответствии со статусом гимназии, школы, института. Особенно это было развито в России. Когда женское образование в учебном заведении, а не в домашних условиях стало нормой, то и девочки в гимназиях и институтах стали носить форменные платья. Во второй половине XIX века стала бурно развиваться легкая промышленность, художники обращали все большее внимание на детскую моду. Появились магазины детской одежды. Даже Высокая мода заинтересовалась этим вопросом.

Первым детским модельером стала Жанна Ланвен. На клиенток произвел впечатление тот факт, что ее обожаемая дочь всегда была чудесно одета, они уговорили Жанну шить и для их детей. В 1909 году Жанна Ланвен выпустила первую промышленную коллекцию. Она создавала одежду для матери и дочери в едином стиле. Развитие спорта в начале XX века и его влияние на одежду в целом стало настоящим спасением для детей. С уходом корсета исчезли чрезмерно стройные талии, а вместе с ними мигрени и нездоровый цвет лица. Впервые за многие века "маленькие взрослые" получили свободу движения и самовыражения. В XX веке детский костюм значительно упростился и стал более универсальным. Прямое, просто скроенное платье и пелерина стали модными в 20-е годы XX века. А после второй мировой войны девочки надели брюки. Одним из первых "больших" модельеров второй половины XX века, кто занялся детской одеждой, был Кельвин Кляйн. Сегодня многие известные дизайнеры создают детскую одежду класса люкс ограниченными тиражами. Девочки 90-х годов "родились в брюках" и открыли для себя юбки гораздо позже. Но, играя с куклами и словно тоскуя по утраченной истинно женской красоте, они обряжали их в кринолины, которые сохранились разве что в свадебной моде и частично в одежде Haute couture. Поэтому каждая девочка, представляя себя невестой, мечтает надеть кринолин. Дети до сих пор очарованы роскошными платьями прошлых веков - романтическим идеалом для современного ребенка. Не удивительно, что в кризисные моменты некоторая часть общества стремится вернуться в состояние детства - и в моду входит инфантилизм. Вспомним платьица "бэби-долл" 60-х годов. Еще один пример - унисекс 90-х годов прошлого столетия на фоне глобализации, нонконформизма и кризиса. Унисекс - инфант по своей природе. Дискриминация знаков пола означает возвращение в состояние детства, когда пол не был социально значимым. Это не просто отказ от половой принадлежности, а отказ от правил, которые навязываются полом, от социальных установок и доктрин. Унисекс стал спасением от агрессии внешнего мира, ведь известно, что все лучшее должно доставаться детям. А если что-то случилось по их вине, то какой с них может быть спрос? Получив разрешение носить детскую одежду, многие пожелали навсегда остаться "взрослыми детьми". То, что детская мода является "уменьшенной взрослой", мы отчетливо видим на примере современной молодежной одежды. Что чаще всего носят дети и подростки в наше время? Джинсы всех цветов и расцветок. А взрослые? Тоже джинсы. И даже очень взрослые носят опять-таки джинсы. А куртки? А свитер? А обувь на толстой рифленой подошве? В последнее время все больше фирм производят одежду для детей, желающих выглядеть как взрослые. Как правило, такие коллекции состоят из традиционных повседневных моделей, в которых первостепенное значение имеет прочность и простота в эксплуатации. Такие товары соединяют в себе следование направлениям моды, стремление детей активно двигаться, а также дух творчества и возможность для игры воображения.[21,216-222]

Особым видом детской одежды является школьная форма, которая появилась в России в 1834 году. Тогда и был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков. 1896 год - утверждено положение о гимназической форме для девочек. С тех пор школьную форму неоднократно изменяли, отменяли и вводили заново.

Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно "Табеля о рангах". Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Форма гимназистов в царской России

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. (Приложение №5)

Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

Единая школьная форма в СССР

Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году Декрет "О единой школе …" отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.

В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма.

Мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, а девочек - в темно- коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам - белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди. В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. (Приложение №6)

В 1985-1987 годах изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы. В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: в отдельных регионах Российской Федерации школьную форму вводят вновь.

Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах.

Все родители, конечно же, прекрасно помнят свои школьные годы, синие костюмы-двойки у мальчиков, чопорные коричневые платья с белыми манжетами, черные и белые фартуки у девочек. Хорошо помнится, что обязанность носить школьную форму "советского образца" восторга среди учащихся не вызывала. Это история нашей Родины, и мы видим, что вопрос введения в школы "школьной формы" всегда был тесно связан с политической ситуацией в нашей стране. [43,357-369]

Как уже отмечалось, в 1992 году традиционная уныло-одинаковая форма в школах была официально отменена государственными органами управления. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной. Однако оказалось, что такой плюрализм также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды. Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются "кто во что горазд", что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.

Свободная форма одежды в школе, по мнению многих людей, порождает множество проблем, главная из которых - социальное неравенство и расслоение детского коллектива на бедных и богатых. Психологи, размышляя на тему социального неравенства, считают, что отсутствие единой школьной формы только подчеркивает это неравенство.

Осознавая весь шлейф последствий отказа от школьной формы, отдельные педагогические коллективы начинают снова к ней возвращаться. Словом не прошло и десяти лет, как про школьную форму снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы.