Декомпозиция производственного процесса по методологии IDEF0

курсовая работа

2.1 Создание контекстной диаграммы для функциональной модели

Описание системы с помощью IDEF0 называется функциональной моделью. Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов, в котором используются как естественный, так и графический языки. Для передачи информации о конкретной системе источником графического языка является сама методология IDEF0.

Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности.

Каждая IDEF0-диаграмма содержит блоки и дуги. Блоки изображают функции моделируемой системы. Дуги связывают блоки вместе и отображают взаимодействия и взаимосвязи между ними.

Функциональные блоки (работы) на диаграммах изображаются прямоугольниками, означающими поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Имя работы должно быть выражено отглагольным существительным, обозначающим действие.

IDEF0 требует, чтобы в диаграмме было не менее трех и не более шести блоков. Эти ограничения поддерживают сложность диаграмм и модели на уровне, доступном для чтения, понимания и использования. В данной курсовой работе описывается процесс обслуживания клиента на почте. Всю работу выполняет персонал организации. Для того чтобы обслужить клиента необходимо открыть исходную БД и обработать его запрос. В качестве входных данных будут использоваться «имя клиента», «исходная БД», «запрос клиента». Выполнение запроса ведет либо к получению информации от системы, либо к изменению содержимого БД, поэтому выходными данными будут являться «отчеты» и «измененная БД».

При запуске BPWin по умолчанию появляется основная панель инструментов, палитра инструментов и Model Explorer.

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли создана модель заново, или она будет открыта из репозитария ModelMart, внести имя модели и выбрать методологию, в которой будет построена модель, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1 - Присвоение модели имени и выбор типа модели

Далее вводим в диалоговое окно Properties for New Models имя автора модели и его инициалы, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2 - Ввод имени автора и его инициалов

Автоматически создается незаполненная контекстная диаграмма. Чтобы присвоить имя созданному функциональному блоку, щелкаем по прямоугольнику и в контекстном меню выбираем опцию «Name» и вносим имя. Окно присвоения имени функциональному блоку представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Окно присвоения функциональному блоку названия

Далее переходим в меню Model/Model Properties. Во вкладке General в текстовое поле Model name вносим имя модели, а в текстовое поле Project имя проекта и указываем временной охват, как показано на рисунке 4.

Рисунок 4 - Окно задания свойств модели

Во вкладке «Purpose» вносим информацию о цели разработки модели и определяем точку зрения. Пример ввода данных представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 - Внесение данных о цели моделирования и точке зрения

Во вкладке «Definition» диалогового окна «Model Properties» в текстовое поле Definition» вносим описание модели, как показано на рисунке 6.

Рисунок 6 - Внесение дополнительных данных определяющих модель

Для создания отчета по модели в пункте меню «Tools/Reports/Model Report», окно представлено на рисунке 7, задаем опции генерирования отчета.

Рисунок 7 - Окно задания опций генерирования отчета

При нажатии кнопки «Preview» появится окно предварительного просмотра отчета, представленное на рисунке 8.

Рисунок 8 - Предварительный просмотр отчета

Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описывается в виде стрелок. Словарь стрелок редактируется при помощи специального редактора Arrow Dictionary Editor, в котором определяется стрелка и вносится относящийся к ней комментарий, как показано на рисунке 9.

Рисунок 9 - Словарь стрелок

Делись добром ;)