Цилиндрический редуктор

курсовая работа

5. Обоснование выбора норм точности зубчатой передачи. Выбор контрольного комплекса зубчатого колеса

Принимаем степень точности по нормам кинематической точности - 7.

В кинематических передачах зубья зубчатых колес подвергаются значительным динамическим воздействиям. Следовательно к этим передачам предъявляют повышенные требования по плавности их работы.

Поэтому степень точности по нормам плавности работы принимаем - 7.

Так как передача не является силовой в которой основным требованием является контакт рабочих поверхностей зубьев, то нет необходимости ужесточать нормы контакта зубьев.

Поэтому степень точности по нормам контакта зубьев принимаем - 8.

Принимаем Вид сопряжения - С, ему соответствует вид допуска на боковой зазор - с и класс точности отклонения межосевого расстояния -IV.

Таким образом, обозначение зубчатого колеса: 7-7-8-С ГОСТ 1643-81

Также примем модуль передачи m=2. Числа зубьев зубчатого колеса z1=44, колеса зубчатого z2=100 зубьев.

Для заданных степеней точности выбираем показатели контрольного комплекса для зубчатого колеса (m=2; z1=44) № 3:

Используем ГОСТ 1643-81.

1) По норме кинематической точности:

Рассчитаем делительный диаметр колеса зубчатого:

da=m*z=2*44*cosв=85,74мм , в=13?.

Frr - допуск на радиальное биение зубчатого венца, Frr =50 мкм.

FvWr - допуск на колебание длины общей нормали, FvWr=40 мкм.

2) По норме плавности:

fpbr- предельные отклонения шага зацепления, fpbr=±16мкм

ffr - допуск на погрешность профиля зуба, ffr=13мкм.

3) По норме контакта зубьев:

F?r -допуск на направление зуба, F?r=18мкм.

4) По норме бокового зазора:

- гарантированный боковой зазор;

- предельное отклонение межосевого расстояния

Определим межосевое расстояние

aw=m*( z1+ z2)/2*cosв=2*(44+100)/2*cos13?=140,3мм.

Вид сопряжения - С, класс отклонения межосевого расстояния -IV.

Тогда =87мкм, =±45мкм.

- наименьшее дополнительное смещение исходного контура для зубчатого колеса с внешним зубом: =100мкм.

- допуск на смещение исходного контура: =120мкм.

- наименьшее отклонение толщины зуба: =80мкм.

- допуск на толщину зуба, =90мкм.

Расчет длины общей нормали для зубчатого колеса:

Длина общей нормали W определяется в зависимости от числа охватываемых зубьев.

Номинальная длина общей нормали при б=20°

W*=(W+0.684x)m,

где W - длина общей нормали при m=1 мм для числа зубьев zw=f(z), охватываемых при измерении.

При z=44 zw=6, W=16.8530 мм.

Тогда

W*=(16.8530+0.684·0)·2=33,7060 мм.

Допуск на длину общей нормали

W=(W*-Ewms)-Twm,

Где Ewms - наименьшее отклонение средней длины общей нормали,

Twm - допуск на среднюю длину общей нормали, Twm=60 мкм.

Ewms=Ewms+Ew ms

Ewms - слагаемое 1 отклонения, Ewms=70 мкм,

Ewms - слагаемое 2 отклонения, Ewms=11 мкм,

Ewms=70+11=81мкм

Ewmi=60+81=141мкм

Тогда длина общей нормали W= мм.

Допуски формы, расположения и шероховатость, проставляемые на чертеже зубчатого колеса

Радиальное биение диаметра вершин зубьев:

мкм, принимаем по ГОСТ 24643-81

Торцевое биение торцов зубчатого колеса:

мкм, мкм.

Принимаем по ГОСТ 24643-81 мкм.

Допуск круглости и профиля продольного сечения посадочного отверстия:

T;мкм, принимаем по ГОСТ 24643-81

T;мкм.

Шероховатость посадочного отверстия:

мкм, принимаем по ГОСТ 2789-73 мкм.

Шероховатость боковой поверхности зубьев:

мкм,принимаем по ГОСТ 2789-73 мкм.

Шероховатость торцов зубчатого колеса:

мкм,принимаем по ГОСТ 2789-73 мкм.

Шероховатость боковых сторон шпоночного паза:

мкм (т.к. d<50мм).

Параллельность боковых сторон шпоночного паза:

T0,6 х Тшп=0,6 х 36=21,6мкм; принимаем по ГОСТ 24643-81 Tмкм.

Симметричность боковых сторон шпоночного паза:

Tмкм, принимаем по ГОСТ 24643-81 Tмкм.

Приборы для контроля комплексных и дифференцированных параметров зубчатых колес

Контроль радиального биения зубчатого венца Frr

Контроль радиального биения зубчатого венца производится на приборах типа 25003, БВ05015, БВ-5050, БВ-5060, БВ-5061.

Рисунок 5.1- Схема биениемера (БВ-5015)

Радиальное биение зубчатого венца 1 контролируется на биениемерах рис.7.1., имеющих модульные профильные наконечники 2 с углом конуса 40 для контроля наружных зубчатых колес ( для контроля внутренних зубчатых колес наконечники имеют сферическую форму ).разность положений наконечников, определяется с помощью каретки 4 и индикатора 3, характеризует биение зубчатого венца.

Контроль бокового зазора Jn

Контроль бокового зазора производится на приборах типа НЦ23500-23800. Боковой зазор между неработающими профилями зубьев в собранной передаче можно контролировать с помощью набора щупов, с помощью заложенной между зубьями свинцовой проволочки или методом люфтования. В последнем случае одно из зубчатых колес медленно вращается, а второе при этом совершает высокочастотные колебания, амплитуда которых характеризует боковой зазор. В реальном зубчатом колесе боковой зазор образуется в результате утонения зуба при смещении исходного режущего контура на зуб колеса. Это смещение измеряют на тангенциальных зубомерах рис.7.2, имеющих два базовых щупа 1 и 2, измерительный наконечник 3 и показывающий прибор 4. Перед измерением зубомер настраивают на заданный модуль по ролику расчетного диаметра.

Рисунок 5.2 - Схема тангенциональногозубомера

Делись добром ;)