Совершенствование организации ремонтно-эксплуатационного обслуживания на предприятиях трубопроводного транспорта

курсовая работа

1.2 Влияние внутренних и внешних факторов на эффективность организации ремонтно-эксплуатационного обслуживания

Эксплуатационная надежность магистральных трубопроводов во многом зависит от своевременного и качественного капитального ремонта. Основным документом, регламентирующим проведение плановых работ является перечень мероприятий, в котором указаны комплексы подготовительных операций, осуществляемых с остановкой и без остановки перекачки. Затраты времени на операции, связанные с остановкой перекачки, рассчитывают с учетом имеющихся механизмов и спецтехники, приспособлений и оснастки; объема сокращения перекачки, числа специалистов.

Внутренние факторы в составе издержек по тарифным объектам планируются на основе хозяйственной деятельности предшествующего периода и программы работ планируемого года с учетом прогрессивных норм использования основных фондов, затрат труда, энергии, материалов - исходя из прогноза цен на материалы и энергию, а также особенностей законодательства по отнесению различных статей затрат к себестоимости.

Амортизация начисляется на фонды, непосредственно относимые к объекту согласно проектной и другой исполнительной документации по установленным нормам. Амортизация фондов технологического назначения, связанных с несколькими тарифными объектами, и других фондов (за исключением .объектов, используемых для выполнения функций ремонтного обслуживания), учитываемых в качестве общецеховых, при расчете тарифов относится на тарифные объекты пропорционально стоимости основных фондов, непосредственно закрепленных за объектами.

Нормы отчислений в ремонтный фонд устанавливаются с учетом годовых объемов капитального ремонта и других капиталоемких мероприятий на поддержание надежности трубопроводов.

Расходы на покупку электроэнергии определяются в соответствии с расходом энергии и мощности и с учетом ожидаемых цен на энергию.

Планирование расхода энергии на перекачку выполняется в соответствии с объемом работ по участку по прогрессивной удельной норме расхода электроэнергии.

Планирование мощности осуществляется по группам разных объектов в масштабах одной энергосистемы (или группы энергосистем) на основании совокупной программы их работы и с учетом режимов энергопотребления.

Стоимость суммарной (заявленной по совокупности объектов) мощности в одной энергосистеме разносится расчетно по энергопотребителям тарифных объектов пропорционально потребляемой ими энергии. Соответствующие показатели суммируются на объекте. Определенная таким образом стоимость заявленной мощности объекта не должна превышать стоимость его электрической мощности при индивидуальной заявке по энергопотребителям. Коэффициент превышения заявленной мощности среднегодовой потребленной мощности объекта рассматривается как прогрессивная норма.

К косвенным затратам относятся все виды затрат, которые не фиксируются на тарифном объекте, а учитываются на уровне предприятия, в том числе расходы на связь; на оплату услуг банка, платежи за землю и природные ресурсы; на централизованное финансирование НИОКР, имеющих системное значение (1,5% от суммы затрат, включаемых в себестоимость).

Косвенные затраты распределяются по тарифным объектам для включения их в тариф путем деления их на грузооборот н умножения на длину участка, т.е. пропорционально грузообороту.

К особенностям затрат в нефтепроводном транспорте относится дарование в составе себестоимости специфических статей: нормативные потери нефти; расходы на капитальный ремонт.

Нормативные потери нефти происходят при любой транспортировке в соответствии со сложившейся традицией, подтвержденной нормативной документацией, нормативные потери нефти не включают в состав затрат нефтепроводного транспорта и, следовательно в состав тарифов. Стоимость этих потерь грузоотправители относят на себестоимость своей продукции.

Ремонтный фонд в организациях нефтепроводного транспорта создается для финансирования только капитального ремонта основных средств, выполняемого подрядными специализированными организациями или специализированными структурными подразделениями (управлениями, участками). Расходы на ремонтные работы, производимые силами ремонтного персонала (в основном, мелкий ремонт и техническое обслуживание), входящего в штат НПС (ЛПДС), так же как и расходы на средний и текущий ремонт, выполняемый силами БПС) (ЦБПО), так же как и расходы на содержание аварийно-восстановительных бригад и пунктов, относятся на соответствующие элементы затрат в составе себестоимости Транспорта нефти (воды, ШФЛУ) ежемесячно. Норматив ежемесячных отчислений в ремонтный фонд устанавливается в зависимости от планового объема капитального ремонта на планируемый период равными долями каждый месяц.

Средства ремонтного фонда, в том числе средства на диагностику нефтепроводов, не израсходованные в текущем году, резервируются и переходят в ремонтный фонд будущего года. Не израсходованные в текущем году средства ремонтного фонда не могут быть направлены на иные цели, кроме капитального ремонта основных средств, включающего приобретение материалов и запасных частей для этих целей. В случае использования средств ремонтного фонда на иные цели сумма нецелевого использования прибавляется к прибыли отчетного периода и облагается налогом на прибыль.

Существуют работы (например, замена линейной части нефтепроводов), которые могут финансироваться как работы по капитальному ремонту (из себестоимости) или как реконструкция (из прибыли).

Во избежание двойного счета планы технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов рекомендуется сводить в специальные таблицы, которые составлены таким образом, что исключается возможность планирования двойного финансирования.

Значение стоимости работ по капитальному ремонту, техническому перевооружению и реконструкции, финансируемых за счет тарифа, рассчитаны в действующих рублевых ценах и подлежат индексации при пересмотре нефтепроводных тарифов.

В целях обеспечения соответствия кадров возрастающим требованиям отрасли следует проводить аттестацию руководящих работников, специалистов и служащих. По результатам аттестации руководитель может принимать решение о повышении или понижении работников в должности, в классном звании и квалификационной категории, повышении или понижении должностного оклада или отмене надбавок к должностным окладам либо об освобождении от занимаемой должности.

Непрерывное оснащение системы транспорта и хранения нефти и газа совершенной техникой и понижение в производство новых рабочих и специалистов требуют дальнейшего расширения и улучшения производственно-технического и экономического обучения работников, овладения ими методами научного руководства, широкого использования математических методов и электронно-вычислительной техники.

Для выполнения этих задач необходима систематическая работа по подготовке и переподготовке кадров. С этой целью созданы институты повышения квалификации руководящих работников и специалистов, организованы факультеты повышения квалификации при высших учебных заведениях. Предусмотрено также широкое развитие системы курсов, учебных комбинатов и других форм обучения рабочих.

Рассмотрим внешние факторы. Лишь некоторые из возможных рисков при реализации экспортной стратегии нефтегазовой отрасли России - это падение цен на нефть или замедление темпов роста спроса на газ в Европе, валютные риски и усиление конкуренции со стороны прочих поставщиков газа и т.д. Здесь не рассматриваются риски, связанные с техногенными и террористическими факторами.

Эти факторы риска (страновые, экспортные и импортные) не являются независимыми, они находятся в тесной логической взаимосвязи. Анализ показал, что ключевым показателем, от которого зависит большинство остальных внешних факторов, является цена нефти.

На нефтегазовую отрасль России, как крупнейшего экспортёра газа в мире, влияют многочисленные внешние факторы - и геополитическая обстановка в мире, и конъюнктура мировых энергетических рынков, прежде всего, европейского, среднеазиатского и азиатско-тихоокеанского, а в перспективе и северо-американского рынка. Однако существует три основополагающих фактора риска - это неопределенность будущих цен на нефть и газ, неопределенность емкости экспортных рынков для природного газа из России, затраты на транзит.

В настоящее время экспортные поставки российского газа в Европу осуществляются на основе долгосрочных контрактов, цены в которых привязаны к ценам на нефть и нефтепродукты. Методом статистической регрессии установлено, что более 94% изменений цен поставок газа на границе ЕС объясняются колебаниями средней за восемь месяцев цены на нефть Brent.

Цены на нефть в последние годы отличаются непредсказуемостью и высокой волатильностью. Разброс прогнозов, выполненных авторитетными организациями, достаточно высок - от 21 $/барр. до 37 $/барр. в 2018 г. и от 21 $/барр. до 44 $/барр. к 2020 г. Даже если не брать в расчет прогноз аналитиков банка Goldman Sachs о росте цены до 102 $/барр. к 2017 г, все равно разброс значительный. Но цена на нефть - не единственный фактор, определяющий экспортную цену газа.

Усиление конкуренции и угроза снижения прибыли производителей. В ближайшие 10-15 лет на европейский рынок будут выходить новые страны-поставщики нефти и газа из Северной Африки, Средней Азии, Казахстана, Закавказья и Ближнего Востока с достаточно низкой себестоимостью добычи и транспортировки газа.

Новым фактором стали валютные риски. Так, большинство старых долгосрочных экспортных контрактов России на поставки в Европу номинированы в долларах. Спотовые поставки будут номинироваться в евро. В связи с этим изменение курса валют может привести к заметному изменению долларовых цен.

Вторым фактором риска является динамика спроса на поставки российского газа. Неопределенность емкости европейского рынка для природного газа из России обусловлена двумя составляющими - во-первых, неопределенностью относительно объемов будущего спроса на газ в Европе, и, во-вторых, неопределенностью относительно той доли, которую российский газ сможет получить на рынке. Рассмотрим спрос. Его определяют следующие основные факторы:

Эластичность спроса по цене. Темпы экономического развития ЕС. Более быстрый рост экономики ЕС влечет за собой более высокий спрос на газ.

Экологические требования, в частности, в рамках Киотского протокола, могут способствовать более быстрому росту спроса на газ.

Соотношение отдельных статей расходов в общих затратах характеризует структура. Структура определяется технико-экономическими особенностями, размерами предприятия, географическим размещением, уровнем техники и технологий, автоматизацией и механизацией производственных процессов. В соответствии со структурой затрат на производство Кондинского линейно - производственного управления магистральных газопроводов в разрезе статей расходов.

Таким образом, по исходным, не смотря на изменения объемов производства, затраты, связанные с транспортом газа Кондинского ЛПУ МГ, с каждым анализируемым годом возрастают. Для дальнейшего анализа затрат представлен рисунок 1.

Судя по рис. 1, прямые затраты на предприятии занимают наибольший удельный вес в общем объеме затрат (более 73,82 %), соответственно они оказывают на них более значительное влияние, чем косвенные расходы, которые не превышают 26,18 %.

В 2012 году они составили 69587,902 тыс. руб., что меньше на 44125,658 тыс. руб., чем в последующем году и на 28170,236 тыс. руб., чем в 2014 году. На конец анализируемого периода затраты возросли до 207307,08 тыс. руб., темп роста затрат на производство составил 297,91 %.

Рис. 1. Динамика уровня затрат на транспортировку газа Кондинского ЛПУ МГ.

Делись добром ;)