1.1 Роль трубопроводного транспорта в ТЭК
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по местности большинства субъектов Российской Федерации.
Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:
— перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;
— выполняет роль распределительной системы комплекса;
— транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны близкого и дальнего зарубежья.
Трубопровод - это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм, укладываемая на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы обустроены оборудованием для обезвоживания и дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких видов нефти. На газопроводах - установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) и распределительные станции. Для поддержания нужного давления устанавливают особые перекачивающие станции. В начале магистрали - головные, потом через каждые 100-200 км - промежуточные. Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км, в т.ч. 151 тыс.км газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км нефтепроводных, 19,3 тыс.км нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб. м, а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти - 40,3%, нефтепродуктов - 4,3%.
К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значимой удаленностью главных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
Трубопроводный транспорт обладает большим количеством достоинств:
— магистральные трубопроводы позволяют обеспечить возможность подачи практически неограниченного потока нефти, автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении;
— по магистральным трубопроводам можно осуществлять последовательную перекачку нефти разных сортов или нефтепродуктов различных видов, а также разных газов;
— работа магистральных трубопроводов непрерывна, планомерна в течение года, месяца, суток и не зависит от климатических, природных, географических и других условий, что гарантирует бесперебойное обеспечение потребителей;
— трубопровод может быть проложен практически во всех районах РФ, направлениях, в любых инженерно-геологических, топографических и климатических условиях;
— трасса трубопровода - это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта;
— сооружение трубопроводов проводят в сравнительно непродолжительные сроки, что обеспечивает быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений, мощности нефтеперекачивающих заводов;
— на магистральных трубопроводах может быть обеспечено применение частично или полностью автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов и газа;
— возможность значительной автоматизации и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного управления технологическими процессами способствует поддержанию оптимальных режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала;
— трубопроводный транспорт имеет лучшие технико-экономические показатели по сравнению с другими видами транспорта нефтяных грузов, а для транспорта природного газа, находящегося в газообразном состоянии, является единственно возможным;
— высокая надежность и простота в эксплуатации;
— разгрузка традиционных видов транспорта.
Однако несмотря на упомянутые преимущества, нужно отметить и два существенных недостатка: большой расход металла и «жёсткость» трассы перевозок, то есть невозможность изменения направления перевозок нефти, нефтепродуктов или газа после постройки трубопровода.
В настоящее время для транспортирования энергоносителей также используют железнодорожный, водный и автомобильный транспорт.
- Введение
- 1. Технология трубопроводного транспорта нефти
- 1.1 Роль трубопроводного транспорта в ТЭК
- 1.2 Основные объекты и сооружения магистрального нефтепровода
- 1.3 Системы перекачки нефти
- 1.4 Актуальность задачи обнаружения утечек
- 2. Патентная проработка
- 2.1 Выбор и обоснование предмета поиска
- 2.2 Регламент патентного поиска
- 2.3 Результаты поиска
- 2.4 Анализ результатов патентного поиска
- 3. Методы моделирования и обнаружения утечек
- 3.1 Метод «волны давления»
- 3.2 Метод баланса вещества
- 3.3 Анализ профиля давления
- 3.4 Акустический корреляционный метод
- 3.5 Волоконно-оптические методы
- 3.6 Контроль давления в изолированных секциях
- 3.7 Метод дифференциальных давлений
- 3.8 Акусто-эмиссионный метод
- 3.9 Электромагнитный метод контроля
- 3.10 Визуальный метод
- 3.11 Ультразвуковая диагностика
- 3.12 Радиоактивный метод
- 3.13 Лазерный газоаналитический метод
- 4. Средства диагностики утечек
- 4.1 Комбинированные системы, использующие метод баланса вещества, анализ профиля давления и метод «волны давления»
- 5.4.96. Обеспечение безопасной эксплуатации магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов путем оптимального размещения линейной запорной арматуры
- Статья 292. Повреждение объектов магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов
- Обнаружение утечки информации и теория устрашения
- 55.Испытание магистральных трубопроводов
- Способы обнаружения утечки газа:
- 4.Перечислите способы обнаружения утечек газа.
- Газо-, нефте-, аммиака- и продуктопроводы
- 17.1 Методы обнаружения разрывов мн
- 62. Определение места утечки по диспетчерским данным
- Анализ Технико-Экономических показателей Трубопроводного Транспорта нефте- и нефтепродуктопровода в период с 1981 по 1985 гг.