Сертификация и стандартизация продукции

контрольная работа

1. Каковы цели и принципы стандартизации?

Общей целью стандартизации является: защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.

В соответствии с законом Российской Федерации «О техническом регулировании» деятельность по стандартизации на территории РФ осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

- рационального использования ресурсов;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

- взаимозаменяемости продукции.

Одной из целей развития стандартизации в РФ является усиление степени прозрачности Государственной системы стандартизации (ГСС). Примером развития стандартизации в РФ в современных условиях является принятие Закона о техническом регулировании.

Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях -- принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо РФ, в соответствии с установленными процедурами, выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей национальной стандартизации, указанных выше;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Рассмотрим основные принципы более подробно.

Принцип добровольного применения стандартов заключается в том, что в стандарты включаются только рекомендуемые требования, положения и порядки. Все обязательные требования выносятся в технические регламенты, которые утверждаются постановлениями Правительства или указами Президента либо оформляются в виде законов. Таким образом, технический регламент является нормативно-правовым документом и невыполнение его требований эквивалентно нарушению закона.

Технический регламент - документ новый в российской, но широко используемый в международной практике. В технические регламенты выносятся обязательные требования, касающиеся вопросов безопасности продукции, защиты окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Национальные стандарты приобретают статус добровольного применения.

Принцип добровольного применения стандартов говорит о волеизъявлении любого лица - субъекта хозяйственной деятельности - применять или не применять конкретный стандарт. Но стандарты призваны помочь производителю правильно понять и выполнить требования технических регламентов. Они как бы содержат официально признанный алгоритм решения того, как правильно выполнить требования регламента.

Стандарты не обязательны, но если их требования исполняются, к производителям нет никаких претензий, поскольку тем самым автоматически выполняется сам технический регламент, т. е. предприниматель действует в рамках закона. В противном случае производитель должен доказать контролирующим органам соответствие данного изделия техническому регламенту.

Создается прозрачная двухуровневая структура нормативных и нормативно-правовых документов: верхняя ступень - технические регламенты, нижняя - гармонизированные с техническими регламентами добровольные стандарты. Другими словами, добровольный документ «идет» в поддержку документа обязательного и является доказательной базой его соблюдения.

Принцип максимального учета интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов. Для выполнения положений Директивы ЕС «О процедуре предоставления информации в области технических стандартов и регламентов» национальным органом по стандартизации РФ была проделана большая работа по обеспечению доступности информации для всех заинтересованных лиц о новых разрабатываемых стандартах и регламентах.

На сайте национального органа по стандартизации был создан портал «Уведомления о ходе процесса разработки проектов регламентов, национальных и межгосударственных стандартов» для размещения в сети всеобщего пользования Internet информации о новых разработках.

Все заинтересованные лица имеют возможность ознакомиться с проектами разрабатываемых документов, внести свои предложения и высказать свои замечания по текстам проектов в виде отзывов в течение двух месяцев со дня размещения уведомления в сети Internet. По истечении двух месяцев разрабатывается окончательная редакция стандарта с учетом всех поступивших предложений. Для регламентации требований к информации, представляемой в уведомлении о разработке национального стандарта, национальным органом по стандартизации РФ был разработан и утвержден в качестве национального стандарта РФ стандарт ГОСТ Р 1.13-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования».

Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта введен с целью выполнения Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО. Теперь при разработке нового стандарта необходимо, руководствуясь законом РФ «О техническом регулировании», провести поиск и анализ ранее разработанных международных стандартов, касающихся исследуемого объекта стандартизации.

Если международный стандарт полностью подходит для приме нения в РФ, то он принимается в качестве национального стандарта путем аутентичного перевода, при этом к обозначению международного стандарта добавляется индекс ГОСТ Р и через тире год регистрации стандарта в государственном реестре стандартов РФ. С момента регистрации в государственном реестре стандарт становится официальным документом и приобретает юридическую силу. Обозначение: ГОСТ Р ИСО 9004-2001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 9127-94.

Если международный стандарт частично подходит для применения в РФ, то он принимается в качестве национального стандарта с доработкой под специфику РФ путем внесения в перевод текста международного стандарта дополнений либо новых положений. В этом случае стандарту при регистрации присваивается обозначение национального стандарта РФ с указанием (в скобках) обозначения международного стандарта, положенного в основу этого национального стандарта. Обозначение: ГОСТ Р 34.951-92 (ИСО 8348-87).

Если международный стандарт на искомый объект стандартизации отсутствует либо совершенно не применим для условий РФ, то формируется полное обоснование невозможности использования международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Оно направляется в международную организацию по стандартизации для информирования мировой общественности в области стандартизации.

Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Данный принцип предусматривает недопустимость введения в стандарты требований и положений, ограничивающих производственную деятельность либо создающих препятствия реализации и использованию продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для ненанесения вреда человеку, животным и растениям; обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; обеспечения технической и информационной совместимости и единства измерений на территории РФ, а также взаимозаменяемости продукции.

Принцип недопустимости противоречия стандартов техническим регламентам - этот принцип является одним их основных в системе технического регулирования. Главная идея закона - введение нового подхода к вопросам установления и применения обязательных и рекомендуемых (добровольных) требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам. Этот подход отвечает рыночной экономике и международной практике и включает:

- введение в практику обязательных технических регламентов;

- установление добровольного статуса национальных стандартов;

- предоставление производителю возможности выбора различных схем оценки соответствия продукции и услуг установленным требованиям, в зависимости от степени потенциальной опасности последних;

- отделение функций государственных контрольных и надзорных органов от функций органов по сертификации;

- создание единой информационной системы по вопросам технического регулирования.

Закон «О техническом регулировании» - базисный документ для производственников, который предусматривает, что в течение семи лет (с 2003 по 2010 г.) будут разработаны и установлены так называемые технические регламенты, где будут четко прописаны обязательные требования к выпускаемой продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения и утилизации. В стандартах же приводятся положения рекомендательного характера, выполнение которых обеспечивает правильность выполнения обязательных требований регламента.

Стандарты идут в поддержку технических регламентов и являются доказательной базой их соблюдения. Они не могут содержать положения и требования, противоречащие положениям технических регламентов.

Необходимо отметить, что несмотря на добровольный характер применения стандартов работа по стандартизации является функцией государства и регулируется государством в лице соответствующих органов РФ. Сохраняется обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. в части (до принятия соответствующих технических регламентов):

защиты жизни и здоровья граждан, имущества (физических и юридических лиц, государственного или муниципального);

охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Должна обеспечиваться открытость процессов разработки национальных стандартов на всех стадиях, от планирования разработки до принятия стандарта.

Утверждаться национальные стандарты должны при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе).

сертификация стандартизация продукция потребитель

Делись добром ;)