Ремонт токарно-винторезного станка 16К20

дипломная работа

1.4 Описание системы смазки

Правильная и регулярная смазка станка имеет большое значение для нормальной его эксплуатации и долговечности. Поэтому необходимо строго придерживаться ниже приведенных рекомендаций.

1. При подготовке станка к пуску в соответствии с картой смазки и схемой смазки заполнить резервуары смазкой и смазать указанные в карте механизмы.

2. Смазку производить смазочными материалами, указанными в карте смазки, или их заменителями, приведенными в перечне рекомендуемых смазочных материалов

Таблица 2. Карта смазки

Смазываемые механизмы

Способ смазки

Марка смазочного материала

Периодичность смазки или замены масла

Номер смазываемой точки по схеме смазки

Количество заливаемого масла, л (англ. галлон

Шпиндельная бабка и коробка подач

Автоматическая централизованная

Индустриальное 20

ГОСТ 1707-51

1 раз в 6 месяцев

Заливка - 17;

слив - 19

17 (3,74)

Фартук

То же

Индустриальное 30

ГОСТ 1707-51

Замена масла при плановых осмотрах и ремонтах

Заливка - 10;

слив - 8

1,5 (0,33)

Каретка и поперечные салазки суппорта

Полуавтоматическая от насоса фартука

То же

2 раза в смену

2

Из резервуара фартука

Задние опоры ходового винта и ходового вала

Ручная

»

Еженедельно

6

0,03 (0,006)

Резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок

»

»

1 раз в смену

3, 14

0,02 (0,004)

Задняя бабка

»

»

Еженедельно

5

0,2 (0,04)

Сменные шестерни

»

Солидол синтетический УСс2

ГОСТ 4366-64

ежедневно

15

0,1 кг (0,22 англ. фунта)

В станке применена автоматическая централизованная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.

Шестеренный насос 12 (рис. 2), приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара 18 и падает его через сетчатый фильтр 11 к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки. Примерно через минуту после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя 1. Его постоянное вращение свидетельствует о нормальной работе системы смазки. Из шпиндельной бабки и коробки подач масло через сетчатый фильтр 13 с магнитным вкладышем сливается в резервуар 18. В процессе работы необходимо следить за вращением диска маслоуказателя 1. При его остановке необходимо тут же выключить станок и очистить фильтр 11. Для этого его надо вынуть из корпуса резервуара 18, предварительно отсоединив трубы, отвернуть гайку, расположенную в нижней части, и снять фильтрующие сетчатые элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полного очищения. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, так как это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы.

В новом станке целесообразно в течении первых двух недель чистить фильтр 11 не реже двух раз в неделю, а затем - раз в месяц.

Для очистки фильтра 13 с магнитным вкладышем его нужно удалить из резервуара 18, снять крышку, вынуть из стакана магнитный вкладыш и промыть в керосине все поверхности. Фильтр 13 нужно чистить один раз в месяц.

Ежедневно перед началом работы нужно проверять по указателю 16 уровень масла в резервуаре и при необходимости доливать его через отверстие 17 в сливной магистрали. При замене масла слив из резервуара 18 осуществляется через пробку 19. Перед тем как заполнить резервуар маслом, его надо очистить и промыть керосином.

Смазка механизма фартука также автоматическая, но осуществляется от индивидуального плунжерного насоса 9. Масло заливается в корпус через отверстие 10, закрываемое пробкой, а сливается через отверстие 8. Уровень масла контролируется по маслоуказателю 7.

Смазку направляющих каретки и поперечных салазок производят в начале и в середине смены, до появления масляной пленки на направляющих. При винторезных работах смазка направляющих, а также опорных втулок ходового винт, размещенных в фартуке, производится поочередно перемещая на быстром ходу каретку и поперечные салазки посредством включения рукоятки 20 и кнопки 21 (рис. 9) при нажатой кнопке2 (рис. 3), при выключенной посредством рукоятки 15 (рис. 9) маточной гайке.

Смазка опор ходового вала и ходового винта и задней бабки осуществляется фитилями из резервуаров, в которые масло заливается через отверстия 5 и 6, закрываемые колпачками. Причем резервуар задней бабки заполняется до вытекания масла через отверстие 4.

Сменные шестерни и ось промежуточной сменной шестерни (точки 15) смазываются вручную консистентной смазкой.

Остальные точки смазываются вручную при помощи масленки, поставляемой со станком.

Таблица 3. Перечень рекомендуемых смазочных материалов

Страна и основная фирма - поставщик смазочных материалов

Марка смазочного материала

СССР

Индустриальное 20

ГОСТ 1707 - 51

(вязкость 2,6 - 3,31°Е50)

Индустриальное 30

(машинное Л)

ГОСТ 1707 - 51 (Вязкость 3,81- 4,59°Е50)

Солидол синтетический УСс2 ГОСТ 4366 - 64 (эффективная вязкость при 0°С не более 2000 пз)

ИС - 20

ГОСТ 8675 - 62

ГДР

R - 20

TGL 11871

R - 32

TGL 11871

ЧССР

OL - J2

CSN 656610

OL - J4

CSN 656610

ПНР

32

PN - 55/c - 96071

4

PN - 55/c - 96071

СРР

TB 5003

Stas 742 - 49

OL 405

Stas 751 - 49

ВНР

T - 20

MNSZ 7747 - 63

T - 30

MNSZ 7747 - 63

Югославия

Cirkon 30

Cirkon 40

США, Англия «Shell»

Shell Vitrea

Oil

27

Shell Vitrea

Oil

31

Shell Axinus - Tractor Grease, Biameta

Англия «Mobil Oil»

Vac HLP

16/Mobil DTE 24

Vac HLP

36/Mobil DTE 26

Примечание. При отсутствии указанных в перечне смазочных материалов допускается применение только тех масел, основные характеристики которых соответствуют приведенным.

Рисунок 3. Карта смазки

Делись добром ;)