logo
Редуктор для высотного турбовинтового двигателя

2.1.1 Принятые материалы

Таблица 2.1.1

Элемент передачи

Заготовка

Марка стали

Термообработка

?в, МПа

?т, МПа

Твердость сердцевины,

не менее

Твердость

поверхности

Базовые числа циклов

Шестерня z1

поковка

12Х2Н4А

Цементация с закалкой

1200

1000

НВ350

60НRC

Nно1=133,1*106

Nf01=4*106

Колесо z2

поковка

12Х2Н4А

Цементация

1200

1000

НВ300

55 НRC

Nно1=108*106

Nf01=4*106

2.1.2 Расчет 1-й ступени z1-z2

Подводимая к валу шестерни мощность (N, кВт) задается следующей упрощенной циклограммой:

Рис. 2.1.1. Циклограмма нагружения

Крутящие моменты на шестерне при трех режимах (см. циклограмму):

М1=

где n1=14000об/мин - частота вращения шестерни;

N1 = 100%N = 2000кВт - мощность на взлетном режиме;

N2 = 70%N = 1400 кВт - мощность на крейсерском режиме;

N3 = 100%N = 2000кВт - мощность на режиме посадки.

1) Определим передаточное отношение

U12H =

2) Эквивалентные числа циклов перемены напряжений:

А) по контактной прочности:

- для шестерни

где сi - количество контактов шестерни и сателлита, с1 = 3;

ti - суммарная продолжительность действия нагрузки Мi, ч;

t1 = 1%t = 0,1*5600 = 560ч = t3;

t2 = 80%t = 0,8*5600 = 4480ч;

Mmax - наибольший крутящий момент из числа длительно действующих,

Mmax = M1 = М3 = 1364,286(Н*м).

- для колеса

Б) по изгибной прочности:

- для шестерни

- для колеса

3) Допускаемые контактные напряжения:

Для их определения рассчитаем значения коэффициентов долговечности для шестерни и колеса. Так как и больше базовых значений, то величины ZN вычислим по зависимостям

Базовый предел контактной выносливости:

а) для шестерни при HRC=60

?H lim b1=23• HRC=23•60=1380 МПа.

б) для колеса при HRC=55

?H lim b2=23• HRC=23•55=1135 МПа.

Для поверхностно-упрочненных зубьев SH1= SH2=1.2. При Ra=1.25, ZR=1,ZV=1.15. Тогда

В качестве допускаемых напряжений примем меньшее из двух значений [ ?]Н=

=[ ?]Н2=1029,56 МПа.

Находим допускаемые изгибные напряжения.

Для нереверсивной передаче произведение YR YX Y? близко к единице, YА=1, =1,55,

=950 МПа, =1. Тогда

4) Начального (делительного) диаметра шестерни определим по формуле:

(2.1.9)

где kd - вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач 770, находим по графику задавшись относительной шириной колес =0,6, =1,09. Расчетный момент с учетом распределения мощности между сателлитами ,

где к=3 - количество сателлитов, =1,05 - коэффициент, который учитывает неравномерность распределения нагрузки между сателлитами. Тогда Подставляя полученные значения получим:

Круговой модуль

Ближайшее стандартное значение по ГОСТ9563-60 mt=4.5 мм.

5) Определим диаметры зубчатых колес:

D1=mt•z1=4.5•24=108 мм,

D2=mt•z2=4.5•21=94,5 мм.

2.2 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ 1-Й СТУПЕНИ

1. Проверка 1-й ступени на контактную выносливость.

Современные методы расчета зубьев на контактную прочность базируются на зависимостях Герца, полученных при следующих допущениях: сопрягаемые тела изготовлены из однородных материалов, поверхности тел сухие (без смазки) и идеально гладкие. Касание двух зубьев уподобляется касанию двух цилиндров, радиусы которых равны радиусам кривизны профилей зубьев в точке их контакта.

Несмотря на несоответствие реальных условий контакта зубьев (наличие шероховатости, неровностей, смазки и т.д.) с предпосылками, принятыми при выводе расчетных зависимостей, использование последних для расчета зубьев при соответствующем выборе допускаемых напряжений и определении расчетной нагрузки дает удовлетворительные для практики результаты.

Цель расчета - предотвращение усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев рабочих колес.

Расчетное контактное напряжение в полюсе зацепления для цилиндрической передачи определим по формуле:

(2.2.1)

где =190 МПА в соответствии с рекомендациями ГОСТа 21354-87 для стальных колес;

где

При угле зацепления ?t= ?tw=20:

Ширина шестерни bw=?bdd1=0.6•108=64.8=65 мм.

Рассчитаем коэффициент КHV. Для этого найдём:

-окружная скорость в зацеплении:

(2.2.2)

-межосевое расстояние:

(2.2.3)

-полезная окружная сила:

(2.2.4)

Проверим условие непопадания в резонансную область vz1=79.13•24=1899.12>1000, следовательно, передача работает в зарезонсном диапазоне.

Удельная окружная динамическая сила (динамическая нагрузка на единицу ширины зубчатого венца):

(2.2.6)

где ?H -- коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации (фланкирования) профиля зубьев. Для прямых зубьев без модификации головки при НВ > 350 обоих колес пары ?H = 0, 14;

g0 -- коэффициент, учитывающий влияние разности основных шагов зацепления зубьев шестерни и колеса. Для 5-й степени точности и mt = 4,5 g0 = 3,1(Н/мм).

Для 5-й степени точности и mt = 4,5 предельное значение wHV = 105 Н/мм. Т.к. wVрасч> wHVmax, то в дальнейших расчетах принимаем wV = 105 Н/мм.

Определим коэффициент КНV:

КНV=с5Вр+ с6 Вf+ с7=2

с5=с6=0.47, Вр=1.47, Вf=1.2, с7=0.75.

Коэффициент расчетной нагрузки

Кн=Кнv*Кн?*Кна*Кн?=2•1,09=2,18.

Расчетное значение контактных напряжений

?Н = 1027.73 МПа < недогруз 0.2%.

2. Проверка на изгибную выносливость:

В применяемом методе расчета зубьев на изгиб (ГОСТ21354-75) последние рассматриваются как консольные балки, для которых справедливы положения сопротивления материалов, основанные на гипотезе плоских сечений. Применение указанной гипотезы к расчету коротких балок с сильно искривленным контуром (например, зубьев) приводит к довольно большим погрешностям, т.к. полученные при этом нормальные напряжения не являются главными. Однако применительно к такому методу накоплены большие расчетные и опытные материалы, касающиеся учета влияния различных факторов на прочность зубьев (материал, термообработка, концентрация напряжений, коэффициенты безопасности и др.). Этим объясняется преимущественное применение этого метода в современных расчетах.

Назначение расчета - предотвращение усталостного излома зубьев.

Расчетное напряжение определяется для менее прочного зубчатого колеса передачи, с меньшим значением отношения [?F] /YF, где YF - коэффициент формы зуба шестерни и колеса, который определяется по числу зубьев z и коэффициенту смещения х исходного контура.

Расчетные напряжения изгиба определяют по формуле

Коэффициент внутренней динамической нагрузки

Значение найдем по зависимости Определим h=2m/??=2*4.5/1.5943=5.65;

Тогда КF= КFA* КF?* КFv* КF?=1*1.082*1.77*1=1.92.

Опредим коэффициенты формы зуба шестерни и колеса:

Для прямозубых колес Y?=Y?=1.

Тогда <[?]F=612.9 МПа,

<[?]F=612.9 МПа.

2.3 ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ РАСЧЕТ 2-Й СТУПЕНИ