Разработка стандарта предприятия

дипломная работа

1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Основной целью использования стандартов в народном хозяйстве является безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояния, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений.

Ситуация, сложившаяся в мире во второй половине 30-х гг., требовала укрепления обороноспособности страны, оснащения Красной армии современным вооружением и военной техникой. Это было время, когда заново создавались авиационная и танковая промышленность, на современной для того времени технической основе организовывалось производство артиллерийского и стрелкового оружия, инженерной техники, средств связи.

Достигнутый в предвоенные годы высокий уровень стандартизации в промышленности во многом обусловил ее подготовленность к работе в условиях военного времени. С началом войны стандартизация была призвана способствовать выполнению военной промышленностью сложнейших задач в новых непростых условиях.

В июле 1941г. появилась особая группа стандартов - стандарты военного времени, обозначаемые ГОСТ В. В целом для них характерны:

- более рациональное использование сырьевых ресурсов, особенно стратегических;

- сокращение удельных норм расхода материалов;

- расширение внедрения менее дефицитных материалов;

- сокращение типов машин, приборов и инструментов;

- установление более широкой взаимозаменяемости деталей и узлов;

- установление более совершенных и сравнительно простых методов контроля изготавливаемой продукции;

- ускорение и удешевление строительства (из местных материалов, дерева);

- более полное использование сырьевых и пищевых ресурсов страны.

Одним из эффективных методов сокращения сроков создания образцов вооружения и военной техники и затрат на их изготовление была унификация. Примечание унифицированных и стандартизированных деталей, узлов, агрегатов и материалов способствовало организации массового производства военной техники, увеличению объемов производства в короткие сроки.

После войны начался обратный процесс пересмотра ГОСТ В и переработки их в ГОСТ, так как заменить все или почти все ГОСТ В довоенными ГОСТ было пока невозможно. Трудности послевоенного восстановления отразились и на сроках этого процесса.

В марте 1953г. произошли изменения в системе органов управления страны. Управление по стандартизации было передано в ведение Госплана СССР.

В 60-е годы в стране была поставлена задача перехода от экстенсивных методов развития к интенсивным, ускорения научно-технического прогресса. Одним из направлений интенсификации признано повышение качества продукции, а одним из механизмов решения этой задачи - стандартизация.

Возрастающая роль стандартизации и признание ее места в научно-технической революции потребовали коренного изменения работы в этой области. Были разработаны новые формы и методы, большинство из которых применялись впервые в мировой практике.

Огромная работа была проделана при создании межотраслевых систем стандартов. В короткий срок удалось разработать и утвердить:

- Систему разработки и постановки продукции на производство (СРПП);

- Единую систему конструкторской документации (ЕСКД);

- Единую систему технологической документации (ЕСТД);

- Единую систему классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК);

- Систему унификации изделий машиностроения и приборостроения;

- Систему стандартных средств технологического оснащения, в том числе оснастки и оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов и инженерно-технических работ;

- Государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ).

Для решения принципиально важной проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке необходимо было внедрять соответствующие международные стандарты. Принципиально новым направлением в работе по контролю качества и безопасности продукции стала ее сертификация, методическое руководство которой, контроль за правильностью проведения и взаимосвязь с соответствующими органами других стран были возложены на Госстандарт СССР.

9 марта 2004г. Указом Президента Российской Федерации №134 на базе Госстандарта России была создана Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии. В дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004г. № 649 она преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Основными задачами Федерального агентства являются и такие как:

- исполнение функций национального органа по стандартизации в России - утверждение национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- опубликование программы разработки и уведомлений о разработке национальных стандартов.

В нашей стране была создана мощная система стандартизации, позволяющая многим видам отечественной продукции, особенно высокотехнологичной, конкурировать с продукцией промышленно развитых стран. Стандартизация и прежде была основой технического регулирования. Но время принесло перемены и возникла необходимость посмотреть на систему технического регулирования с точки зрения рынка. Именно с этой позиции был разработан и реализуется Федеральный закон «О техническом регулировании».

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Основными элементами технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитации, контроля и надзора. Все они в том или ином виде существовали и раньше, однако теперь требуют существенных измерений.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Стандарты призваны помочь производителю понять и реализовать требования технических регламентов. Добровольный стандарт как бы предлагает наиболее оптимальный путь реализации обязательных требований технического регламента. Роль стандартов в новой системе технического регулирования не ограничивается только формированием доказательной базы соблюдения технических регламентов. Одной из главных целей стандартизации было и остается повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Другими словами, стандарты работают на качество продукции.

Объектами стандартизации являются продукция, правила обеспечивающие ее разработку, производство и применение, а также иные объекты.

Соответственно стандарты разрабатываются на группы продукции, на требования к конкретной продукции, на правила, обеспечивающие разработку, производство и применение продукции, устанавливающие требования, направленные на обеспечение технического, организационного единства и взаимосвязи в процессах разработки производства и применения продукции. Эти требования устанавливаются в общетехнических и организационно-методических стандартах, на услуги.

Объектами стандартизации предприятий являются:

- порядок проведения работ в области управления производством, в том числе управление качеством продукции;

- технологические процессы, технологические нормы и требования;

- требования к технологической оснастке и инструменту, производимым и применяемым только на данном предприятии.

Цели стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- рационального использования ресурсов;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

- взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или его отдельного положения;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

1.2 СТАДИИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА СТАНДАРТОВ РФ

В 2005 году был введен ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций», устанавливающий объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций. Положения ГОСТ Р 1.4-2004 предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации.

Стандарты организации могут разрабатываться на принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов, также стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации.

Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 Федерального закона «О техническом регулировании».

Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

При установлении процедур разработки и утверждения стандартов организации целесообразно предусмотреть:

- создание условий для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации, а при разработке стандартов на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги - представителей других организаций, заказчиков, приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;

- при разработке стандарта организации на продукцию, которая может поставляться для федеральных нужд, - согласование проекта этого стандарта с государственным заказчиком, утвержденным в порядке, установленном федеральным законом.

Стандарты организаций целесообразно разрабатывать на основе программ (планов) стандартизации организации и предложений ее структурных подразделений. Техническое задание на разработку стандарта утверждается руководителем.

Стандарты предприятия ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» разрабатывается в соответствии с СТП Ж92 001-2006 «Порядок разработки и правила оформления стандартов предприятия», разработанного в дополнение ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.5 устанавливающего требования к порядку разработки и оформлению стандартов предприятия.

СТП Ж92 001-2006 следует применять совместно с дополняемыми стандартами.

Стандарт обязателен для применения подразделениями комбината.

Организация разработки проекта стандарта

Стандарты предприятия могут разрабатываться любым подразделением комбината исходя из его специализации применительно к разрабатываемой теме стандарта.

Работы по стандартизации на комбинате проводятся по «Плану стандартизации предприятия разрабатываемому конструкторско-технологическим отделом стандартизации (КТОС). При необходимости стандарты предприятия могут разрабатываться по директивным указаниям руководства предприятия или подразделения.

Стандарты предприятия могут разрабатываться с целью:

а) обеспечения внедрения на предприятии национальных и отраслевых стандартов;

б) стандартизации применяемых на предприятии изделий, процессов, услуг, в том числе:

1) составных частей изделий, технологической оснастки и инструментов;

2) технологических процессов, технологических норм и требований к ним, с учётом обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья населения;

3) услуг, оказываемых комбинатом;

4) процессов организации и управления производством.

Требования, устанавливаемые стандартами предприятия, не должны противоречить требованиям национальных и отраслевых стандартов.

При наличии аналогов нормативных документов (НД) более высокого ранга стандарт предприятия следует выполнять по одному из вариантов:

а) на основе или в дополнение НД:

1) стандарт предприятия, разработанный на основе, применяется самостоятельно, без привлечения основополагающего НД. Такой стандарт предприятия включает все необходимые требования, изложенные в основополагающих НД, ссылки на отдельные требования (разделы, пункты и др.) основополагающих НД, а также требования, отражающие специфику предприятия;

2) стандарт предприятия, разработанный в дополнение, применяется совместно с дополняемым НД, о чем должно быть сказано в структурном элементе «Область применения». Такой стандарт разрабатывается в том случае, если есть необходимость конкретизировать (разъяснить) или дополнить какие-либо требования НД. В стандарт предприятия включают требования, только дополняющие или конкретизирующие (разъясняющие) требования государственных (отраслевых) стандартов;

б) в ограничение НД (ограничительный стандарт). Ограничительный стандарт разрабатывается в случае, если изделие, на которое разрабатывается стандарт, может быть:

1) только покупным. В этом случае стандарт должен содержать параметры изделия, необходимые для его выбора и заказа;

2) как покупным, так и изготовленным на предприятии. Такой стандарт содержит все технические требования, необходимые для изготовления, контроля и т.д., или ссылки на другие НД, их содержащие.

В ограничительный стандарт включают только конкретные типы, марки, сортамент, размеры, технические требования и т. д. из НД, разрешённые к применению.

Не допускается ограничивать следующие виды стандартов на продукцию:

а) методов контроля (испытаний, анализа, измерений, определений);

б) приёмки;

в) маркировки;

г) упаковки;

д) транспортирования;

е) хранения;

ж) организационно-методические.

Стандарты на продукцию вида: «Общие технические условия», «Технические условия» и «Общие технические требования» - допускается ограничивать только в части ограничения номенклатуры изделий и исходных материалов, другие технические требования ограничивать не допускается.

Этот стандарт предприятия применяется самостоятельно (при отсутствии ссылки на какой-либо стандарт в технических требованиях).

Стандарты предприятия вводятся в действие на комбинате приказом, подготавливаемым разработчиком стандарта по СТП Ж92 014 «Порядок внедрения и соблюдения стандартов предприятия».

Стадии разработки стандартов предприятия:

1 стадия Ї разработка и утверждение ТЗ на разработку стандарта;

2 стадия Ї разработка проекта стандарта (первой, при необходимости второй и т. д. редакции) и рассылка его на отзыв заинтересованным подразделениям;

3 стадия Ї обработка отзывов, составление сводки отзывов, рассылка её на ознакомление заинтересованным подразделениям, рассмотрение её на согласительном совещании;

4 стадия Ї разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на согласование и утверждение;

5 стадия Ї подготовка приказа о введении стандарта предприятия в действие.

Допускается, по согласованию с руководителем КТОС, первые две стадии объединять в одну или, при необходимости, вводить дополнительные.

Разработка проекта стандарта (первой редакции)

Первую редакцию проекта стандарта разрабатывают в объёме и в сроки, установленные ТЗ.

ТЗ на разработку проекта СТП Х ХХХ-ХХХХ «Уполномоченные по стандартизации» представлено в приложении А.

Проекты стандартов рекомендуется представлять в рукописи на предварительный нормоконтроль.

При оформлении первой редакции проекта стандарта лист регистрации изменений не прилагают.

Перед рассылкой на отзыв проект стандарта должен быть подписан в следующем порядке:

а) исполнитель;

б) руководитель разработки;

в) главный специалист (начальник отдела разработчика).

Проект стандарта направляется на отзыв подразделениям, указанным в ТЗ.

При направлении проектов стандартов на отзыв в подразделения необходимо в сопроводительном письме указывать срок представления отзыва, который должен быть не более 20 дней со дня отправки проекта стандарта подразделениям.

Датой выполнения разработки первой редакции является дата отправки её на отзыв.

Отзыв подразделения должен содержать конкретные замечания и предложения по проекту стандарта и их обоснование.

На основании полученных отзывов подразделение-разработчик составляет сводку отзывов.

Сводка отзывов должна быть подписана в следующем порядке:

а) исполнитель;

б) руководитель разработки;

в) главный специалист (начальник отдела разработчика).

Сводка отзывов должна быть разослана для ознакомления перед совещанием подразделениям, указанным в ТЗ.

Требования к разработке окончательной редакции проекта стандарта

Окончательную редакцию проекта стандарта разрабатывают с учётом решений принятых и записанных в протоколе совещания по обсуждению сводки отзывов.

Рекомендуется рукопись проекта окончательной редакции представлять на предварительный нормоконтроль.

Подлинник окончательной редакции стандарта должен быть подписан в следующем порядке:

а) исполнитель;

б) руководитель разработки;

в) главный специалист (начальник отдела разработчика);

г) согласующие подписи - в соответствии с ТЗ;

д) нормоконтролёр визирует на боковике листа с подписями;

е) руководитель службы стандартизации;

ж) представитель заказчика на предприятии - при необходимости;

и) стандарты 92 группы должны быть согласованы с начальником первого отдела;

к) утверждающее лицо;

л) нормоконтролёр.

Стандарты предприятия должны быть утверждены генеральным директором или главным инженером комбината в зависимости от подчинённости подразделений, на которые распространяются требования стандарта.

Допускается стандарты предприятия, устанавливающие требования к конструкции и размерам изделий вспомогательного производства (за исключением грузозахватных приспособлений и тары), утверждать начальнику КТОС.

Издание стандарта

Обновление, отмена стандарта

Требования стандартов подлежат своевременному приведению в соответствие с требованиями государственных и отраслевых стандартов по результатам проверки с целью обеспечения соответствия стандартов потребностям предприятия.

Проверку производит подразделение, ответственное за ведение стандарта, не реже одного раза в пять лет. Для проверки в подразделении приказом назначается комиссия в составе руководителя подразделения или его заместителя, руководителя разработки и специалиста, ответственного за его ведение.

По результатам проверки должен быть составлен «Акт проверки стандарта», который должен быть подписан членами комиссии.

Акт должен быть утверждён руководителем предприятия.

Акт на стандарты вида «Конструкция и размеры», ведомые КТОС, допускается утверждать начальником КТОС.

По решению руководителя службы стандартизации «Акт проверки стандарта» допускается не выпускать, заменяя его выпуском извещения об изменении стандарта в те же сроки.

Акт проверки рекомендуется оформлять в соответствии с приложением Е СТП Ж92 014 «Порядок внедрения и соблюдения стандартов предприятия».

В результате проверки стандарта он может быть:

а) пересмотрен, т. е. все листы заменяются, и стандарт утверждается вновь;

б) изменён, т. е. выпущено извещение об изменении стандарта;

в) отменён, т. е. выпущено извещение об аннулировании стандарта;

г) ограничено применение стандарта, т. е. введена надпись типа «Вновь не применять. Пользоваться ...».

Стандарты и нормали завода, имеющие надписи «Вновь не применять» допускается аннулировать, но не ранее, чем через два года после введения такой надписи.

Разработка изменения к стандарту

При пересмотре (корректировке) ограничительных стандартов необходимо изменять наименование, область применения и условное обозначение.

При изменении условного обозначения в таблице исполнений или в отдельной (переводной) таблице следует приводить соответствие условных обозначений изделий по государственным или отраслевым стандартам (старых) условным обозначениям по стандартам предприятия (новым).

Изменение стандартов при проверке рекомендуется производить в случае частичных изменений требований, когда, по мнению разработчика, пересматривать стандарт нецелесообразно.

При изменении стандарта (вида «Конструкция») по результатам проверки необходимо проверить и привести в соответствие записи:

а) материалов;

б) стандартных изделий;

в) покрытий;

г) ссылок на нормативную документацию;

д) твёрдостей.

Допускается не приводить в соответствие до замены документа (листа) следующие обозначения и значения:

а) шероховатости;

б) допусков и посадок гладких и резьбовых соединений;

в) допусков форм и расположения поверхностей;

г) материалов, когда в изменённом стандарте (технических условиях) сохраняется применяемая марка (сортамент) и условное обозначение материала (изделия), а новая характеристика качества и параметры, определяющие его взаимозаменяемость, соответствуют требованиям данного документа.

Замена отдельных листов стандарта должна сопровождаться устранением на этих листах всех несоответствий, указанных выше.

Пересмотр стандарта

Пересмотр стандарта рекомендуется осуществлять в случае значительных изменений в содержании стандарта, в результате которых придётся заменять более 75% листов.

При пересмотре и изменении структуры стандарта год утверждения стандарта необходимо изменять в соответствии с годом утверждения новой редакции. При этом оформляется новый приказ о введении в действие стандарта. В остальных случаях год утверждения пересмотренного стандарта изменять не допускается в целях предотвращения корректировки документации, в которой приведена ссылка на данный стандарт.

При сохранении года утверждения стандарта соответственно сохраняется номер приказа на введение в действие стандарта, если не выпускалось нового приказа.

При пересмотре стандарт следует оформлять в соответствии с действующими нормативными документами.

Пересмотренный (ранее действующий) стандарт должен быть аннулирован или идентифицирован как недействующий введением записи: «Вновь не применять с ... (дата введения в действие нового НД). Пользоваться ...».

1.3 ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТА СТП Х ХХХ-ХХХХ «Уполномоченные по стандартизации»

Правила построения стандартов

ГОСТ Р 1.5-2004 «ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие требования к их содержанию.

Стандарт не распространяется на действующие национальные стандарты РФ, которые были утверждены до введения его в действие.

Отдельные правила и требования стандарта могут быть применены в отношении стандартов организаций. Для использования настоящего стандарта при установлении правил построения, изложения и оформления стандартов организаций и требований к их содержанию рекомендуется указывать в соответствующей ссылке, в какой части настоящий стандарт следует применять в отношении стандартов данной организации. Остальные правила построения, изложения, оформления и обозначения стандартов организаций и требования к их содержанию устанавливают в данной организации самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленного в Федеральном законе «О техническом регулировании» принципа обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Построение и изложение СТП должны соответствовать требованиям разделов 3 и 4 ГОСТ Р 1.5-2004.

Разрабатываемый стандарт должен содержать следующие структурные элементы:

а) титульный лист (лист обложки) по форме 1 (Ж13.371.001), приведённой в приложении А (ГОСТ Р 1.5-2004);

б) содержание (при необходимости);

в) наименование (на первом листе текстовой части стандарта после содержания) по форме, приведённой в приложении А;

г) область применения;

д) нормативные ссылки;

е) термины и определения, при необходимости;

ж) обозначения и сокращения или, при небольшом количестве (не более пяти), по тексту стандарта при первом упоминании;

и) требования;

к) приложения;

л) библиографические данные;

м) лист регистрации изменений (для стандартов, содержащих в основном текст).

В структурном элементе «Область применения» стандарта следует указывать вариант разработки:

а) «Настоящий стандарт разработан на основе ... (обозначение НД) и устанавливает требования ... (к чему?)» - если стандарт разработан на основе НД более высокого ранга;

б) «Настоящий стандарт разработан в дополнение ... (обозначение НД) и устанавливает требования ... (к чему?). Стандарт применяется совместно с ...»;

в) «Настоящий стандарт разработан в ограничение ... (обозначение НД) и устанавливает ... (что?)»;

г) «Настоящий стандарт распространяется на ... (что?) и устанавливает ... (что, требования к чему?)», если стандарт не подпадает под требования перечислений а, б, в.

В стандартах все размеры должны быть конкретными.

В стандартах, устанавливающих конструкцию и размеры изделий, предельные отклонения всех размеров должны указываться числовыми значениями.

Переменные данные о размерах, покрытиях, твёрдости, материале, составе изделия следует вносить в таблицы.

Графу «Обозначение» в таблицу не включать для изделий, имеющих в условном обозначении размерные характеристики.

Графу «Применяемость» во вновь разрабатываемых (пересматриваемых) стандартах в таблицу не включать.

Параметры изделия (размеры, материал, покрытия), входящие в условное обозначение изделия, следует располагать в начале таблицы в порядке записи их в условном обозначении изделия.

Остальные параметры - по порядку буквенных обозначений.

Пример Ї А; В1; D, d; d1; …, и т. д.

В стандартах на изделия, изготавливаемые с использованием формообразующей оснастки (методом прессования, литья, штамповки и т.п.) в таблице исполнений или в технических требованиях следует указывать обозначение этой оснастки.

В стандартах на специфицированные изделия для деталей, на которые в стандарте нет самостоятельных чертежей, в головке таблицы, после номера позиций, следует указывать: «БЧ».

Пример Ї Поз. 3 БЧ

В стандартах предприятия на тару должны быть внесены все коды на неё, включая составные, в том числе и заимствованные, части.

Для остальных стандартизованных изделий коды вносятся или по заявкам подразделений. Кодирование следует производить по системе, принятой на предприятии.

Коды вводятся:

а) для неспецифицированных изделий:

1) в скобках над примером условного обозначения, если только одно исполнение;

Пример Ї (Код для АСУП - 127 000 573 000 087)

Маховичок СТП ХХХ 005-2006

2) в таблице исполнений последней графой, если имеется несколько исполнений;

б) для специфицированных изделий коды оформляются в «Ведомости кодов для АСУП», приведённой в приложении Г. При заполнении ведомости кодов для АСУП:

1) обозначение каждого исполнения изделия и сборочной единицы перед указанием их состава следует подчёркивать;

2) в таблицу вносить для каждого исполнения изделия, сборочной единицы все его составные части (сборочные единицы, детали, комплекты), в том числе и повторяющиеся из предыдущих исполнений;

3) состав повторяющихся сборочных единиц изделия указывают в ведомости кодов АСУП один раз при первом применении. При применении этой сборочной единицы в последующем исполнении изделия состав их не указывается;

4) состав каждого исполнения изделия отделять от последующего исполнения горизонтальной линией.

Условное обозначение изделий по стандарту предприятия должно состоять из:

а) наименования, обозначения стандарта - для изделия с одним исполнением

Пример Ї Стеллаж СТП Ж97 002-74;

б) наименования, обозначения исполнения или размерной характеристики, обозначения стандарта Ї для изделия с несколькими исполнениями.

Примеры

1 Пята 006 СТП ХХХ 380-2006

2 Пробка К ј СТП ХХХ 318-2006

3 Оправка 010 СТП ХХХ 008-2006;

в) наименования, размерной характеристики, обозначения стандарта Ї для изделий с переменными характеристиками, задаваемыми заказчиком.

Пример Ї Калибр 0,16 х 15+0,43 СТП ХХХ 059-2006

Условное обозначение изделия, разработанного в ограничение НД более высокого ранга должно соответствовать условному обозначению ограничиваемого НД.

Условное обозначение изделия по стандарту, разработанному на основе НД более высокого ранга, должно состоять из наименования изделия, его размерной характеристики (при необходимости) и обозначения стандарта предприятия.

Пример - Гайка М17 х 1,5 СТП ХХХ 045-2006

Стандартизованные изделия, имеющие самостоятельное функциональное назначение, должны иметь маркировку.

В стандартах на специфицированные изделия, имеющие несколько исполнений, в обозначении деталей необходимо резервировать свободные номера между предыдущей и последующей деталями (позициями).

Пример Ї Поз.1 Ї 001, 002; поз.2 Ї 011; 012

Формы документов, устанавливаемые стандартами, и примеры их заполнения должны быть приведены в приложении.

Для стандартизованных изделий, имеющих более 10 вновь разрабатываемых входящих деталей, необходимо разрабатывать комплект конструкторских документов (ККД).

Ведомость покупных изделий, применённых в стандартах предприятия, не содержащих ККД, не оформлять.

Требования к оформлению проекта стандарта

Оформление проекта стандарта должно соответствовать требованиям раздела 4 ГОСТ Р 1.5 с учётом требований, изложенных в данном разделе.

Титульный лист (обложка) и лист со структурным элементом «Область применения» должны быть оформлены в соответствии с приложениями Б и В.

Обложка стандарта должна быть первым листом и входить в общее количество листов стандарта.

Для стандартов, устанавливающих конструкцию и размеры изделий, входящих в какой-либо сборник стандартов, обложку не оформлять.

Нумерация листов проекта стандарта

Нумерацию листов проекта стандарта начинают с листа обложки. На листе обложки номер листа не проставлять.

На всех последующих за листом обложки листах нумерацию проставлять в правом верхнем углу после обозначения стандарта.

Для проектов стандартов, имеющих «Лист регистрации изменений» общее количество листов не проставлять.

Сквозную нумерацию листов сборника стандартов не проставлять. Комплектацию стандартов в сборнике осуществлять по листу содержания.

На листе со структурным элементом «Область применения» указывают:

а) дату и номер приказа о введении стандарта в действие;

б) дату введения стандарта в действие;

в) гриф согласования (при необходимости) со сторонними организациями (в левом верхнем углу);

г) сведения о нормативных документах, взамен которых разработан стандарт Взамен «» или «Взамен ... в части…». Если стандарт вводится впервые, записать: «Введён впервые».

На листе с подписями в нижней его части следует помещать надпись: «Ответственный за ведение Ї отдел (подразделение) ...». Обязанности ответственного за ведение стандарта изложены в СТП Ж92 014.

Для организационно-методических проектов стандартов в верхней части листа размещают раздел «Библиографические данные».

Раздел должен содержать:

а) код по Общероссийскому классификатору стандартов ОК(МК(ИСО/ИНФКОМКС)001-99)001;

б) код по классификатору государственных стандартов (КГС);

в) ключевые слова. В перечень ключевых слов вначале включают слова, характеризующие объект стандартизации, в том порядке, в котором эти слова приведены в наименовании стандарта, затем слова, характеризующие признаки объекта. Ключевые слова печатают без абзацного отступа, в конце не ставят точку.

Лист регистрации изменений для проектов стандартов, устанавливающих конструкцию, размеры, типы изделий и к сборнику стандартов Ї не оформлять.

Допускается проекты стандартов оформлять на формах ЕСКД, при этом их следует выполнять на формах формата А3, А4.

Гриф ограничения доступа к стандартам проставлять на титульном листе.

При применении в перечислениях строчных букв следует исключать буквы ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ. При использовании всех букв алфавита, перечисления следует продолжать сдвоенными буквами, например: аа, аб, ав и т.д.

Требования к обозначению и регистрации проектов стандартов

Обозначения проектов стандартов ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» должны состоять из аббревиатуры «СТП», различительной буквы предприятия «Ж», трёхзначного регистрационного номера и года его утверждения, проставляемого через дефис.

Структура обозначения проекта стандарта предприятия:

СТП

Ж

ХХХ

-

2000

год

утверждения стандарта

регистрационный номер

различительная буква предприятия

стандарт предприятия

В обозначении проекта стандарта следует при записи предусматривать по одному интервалу:

а) между «СТП» и различительной буквой предприятия;

Остальные знаки обозначения записывают без интервалов.

Пример Ї СТП Х ХХХ-2000

Регистрационный номер стандарта выдаёт разработчику нормоконтролёр КТОС.

Для проектов стандартов системы качества регистрационные номера должны начинаться с 800.

Пример Ї СТП Х 801-78

При присвоении обозначений ККД следует стремиться, чтобы его регистрационный номер был, по возможности, аналогичен регистрационному номеру стандарта.

Пример Ї СТП Ж 013-81; ККД Ї Ж Н 0013

Обозначение сборнику стандартов следует присваивать по обозначению первого стандарта из числа входящих в сборник с последующей простановкой трёх точек, показывающих наличие нескольких стандартов.

Пример Ї СТП Ж70 108-84...

Делись добром ;)