Разработка методики обеспечения качества швейных изделий на стадии их изготовления с использованием аппарата нейронных сетей

дипломная работа

1.1 Понятие качества продукции. Анализ нормативной базы обеспечения качества продукции.

За последнее десятилетие понятие "качества продукции" получило широкое распространение, а уровень качества продукции становится основным фактором экономического развития и технического прогресса во многих странах мира.

Качество -- совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции -- совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Понятие "качественная продукция", "высококачественная продукция" следует понимать как наиболее полно удовлетворяющее требованиям потребителя.

Не всегда любой материал, обладающий определенными значениями всех его свойств, должен получать только одну качественную оценку. К одним и тем же материалам могут предъявляться различные требования в отношении уровня их отдельных свойств. Так, некоторые материалы, непригодные при одних условиях использования, могут быть пригодными при других.

Обеспечение качества -- совокупность планируемых мероприятий, необходимых для того, чтобы создаваемая продукция удовлетворяла определенным требованиям к качеству.

Параметр продукции -- признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состояния.

Показатель качества продукции -- количественная характеристика особенностей продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям создания, эксплуатации или потребления продукции.

Продукция -- результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный, для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.[3]

Предметом науки о качестве продукции являются свойства продукта или предмета труда и их соответствие потребностям, а также экономические и научно-технические факторы организации производства, определяющие качество продукции. [4]

Опыт предприятий - лидеров в создании конкурентоспособной продукции показал, что основными факторами обеспечения качества продукции на уровне предприятия являются:

материальная база, включающая в себя необходимые материальные ресурсы, инфраструктуру и оборудование, обеспечивающее применение передовых технологий для организации современного производства;

квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе;

эффективное управление предприятием в целом и качеством в частности, направленное на создание продукции требуемого уровня качества.

Каждый из перечисленных факторов необходим, но только в совокупности они могут быть достаточными для обеспечения качества продукции. При этом первостепенное значение имеет заинтересованность персонала в хорошее работе, без чего не поможет ни хорошая материальная база, ни передовая технология, ни современная организация работ по управлению качеством. В этом и заключается принцип обеспечения качества продукции на уровне предприятия, данный принцип представлен в виде причинно-следственной диаграммы (рисунок 1.1).

Управление качеством представляет собой процесс воздействия на производство со стороны высшего руководства предприятия, выполняющего функции общего руководства качеством, и руководителей среднего и низового звеньев, выполняющих функции оперативно-технического управления с целью обеспечения требуемого качества.

Рисунок 1.1 - Схема принципа обеспечения качества продукции

Такая база создает возможность улучшения качества продукции. Ее положительное влияние на качество изображено на модели в виде вектора качества, направленного вверх. Для реализации возможностей, создаваемых базой качества, необходимо четко организовать управление качеством, в том числе на оперативно-тактическом уровне

Влияние на качество продукции внешних факторов, к которым принято относить потребителей, поставщиков, конкурентов, научно-технический прогресс, общество и др., учитывается при выполнении функции взаимодействие с внешней средой. Эта функция является прерогативой высших руководителей предприятия и влияет на влияние стратегических решений и формирование политики качества, направленной а удовлетворение потребителей.[5]

Нормотворческая деятельность проявляется, прежде всего, в разработке и применении стандартов.

Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

Национальная система стандартизации в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечивать баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, организации и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

Ускорение научно-технического прогресса во многом определяется соотношением используемых при создании новой техники изобретении и других научно-технических изобретений (оригинальных элементов) и унифицированных (стандартизированных) элементов.

Поэтому наряду с "внутренними" стандартами предприятий необходимо применять и международные стандарты.[6]

Мировой опыт управления качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 года.

К сегодняшнему дню объекты стандартизации этой серии международных стандартов значительно расширились и охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалифицированных характеристик экспертов-аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, перерабатываемых материалов, программного обеспечения. В этой связи международные стандарты по обеспечению качества теперь называют "семейством" стандартов ИСО серии 9000 (рисунок 1.2).

Международный стандарт ИСО 9000 реализован в трех источниках: ИСО 9000-1 - руководящие указания по выбору и применению конкретных стандартов; ИСО 9000-2 - общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003; ИСО 9000-3 - руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 для программного обеспечения при его разработке, постановке и обслуживании.

Рисунок 1.2 - Семейство стандартов ИСО 9000 (по данным ВНИИС)

Стандарт ИСО 9000-4 представляет собой руководство по управлению программой надежности.

Методический стандарт ИСО 9004 также дифференцирован: ИСО 9004-1 - это описание элементов системы обеспечения качества, ИСО 9004-2 - руководящие указания по системам качества услуг, ИСО 9004-3 - включает руководящие указания по системам качества приобретаемых материалов, ИСО 9004-4 - руководящие указания по улучшению качества.

Таким образом, усилена методическая часть "семейства" стандартов ИСО серии 9000.

К этому добавились методические стандарты с шифром 10000 (рисунок 1.4), некоторые из них пока еще в проекте.

Нормативные стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 остаются основными моделями систем обеспечении качества на различных стадиях производственного процесса.

Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководства за качество. Руководство фирмы отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и формироваться документально. К обязанностям руководства относится подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, программного обеспечения. Руководство должно устанавливать требуемый уровень компетенции, следить за современностью повышения квалификации персонала. На руководителей фирмы возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Руководство отвечает за определение целей, которые обуславливают решение о производстве новых товаров или предоставлении новых услуг в пользу потребителей. Выпуск новых товаров и предоставление дополнительных услуг связаны с подготовкой новых программ качества, за что также ответственно руководство фирмы.[7]

Таким образом, в мировой практике вызвано стремление разработки единого подхода к понятию "качественная продукция". Решение проблемы качества продукции во многом зависит от систем стандартов качества. В связи с этим, мировой опыт управления качеством был сконцентрирован на пакете международных стандартов по обеспечению качества ("семейство" стандартов ИСО серии 9000). Наряду с системами стандартов качества, обеспечение высоких показателей в большинстве случаев получают при использовании методов прогнозирования качества продукции, экономико-статистических методов анализа и регулирования технологических процессов, оценки контроля и качества продукции, поэтому, можно сказать, что разработки в данной области являются актуальными на сегодняшний день.

Делись добром ;)