logo
Разработка конструкции стола письменного двухтумбового

2.3 Художественно-декоративное решение изделия

Для массовой мебели характерны унификация, ориентация на высокую технологичность, применение в процессе производства автоматизированных линий и т. п. Высокохудожественной, престижной мебели присуща ориентация на стилизацию под старину и этнографические мотивы. Такая мебель рассчитана на более ограниченное использование, на потребителей-лидеров, однако она оказывает сильное влияние на вкус большинства потребителей. Модное становится общепринятым, единичное и мелкосерийное - массовым. В результате элитная мебель влияет на формообразование массовой.

Для расширения разнообразия мебели используются приемы комбинаторики (из тех же унифицированных элементов), применяются различные облицовочные, отделочные материалы, варианты облицовки и отделки, цветового решения, декорирования, а также оригинальная фурнитура.

Прежде чем рассматривать конкретные приемы и способы декорирования мебели, следует определить, что такое декорирование и в какой мере оно может осуществиться.

Под декорированием следует понимать целенаправленные действия (дизайнера в процессе проектирования, столяра в процессе изготовления мебели) для придания изделию определенного декоративного внешнего вида. Мебель, изготовленная с использованием тех или иных приемов декорирования, - это мебель декорированная.

Один из важнейших и сложнейших вопросов проектирования мебели - ее декоративно-художественное решение. Различные приемы декорирования изделия могут иметь место при одной и той же компоновочной схеме, при одном и том же метрическом повторе элементов, их шаге, пропорциях и т. п. Приемы декорирования, или придания мебели декорированных качеств, комплексно связаны со многими факторами. Они должны соответствовать: социальной направленности и адресности мебели, стилевой ориентации, функциональному назначению изделия и среды его эксплуатации, архитектурно-художественному замыслу, композиционному решению, особенностям конструкции, свойствам облицовочных и отделочных материалов.

Художественно-декоративное решение изделия должно определяться на начальной стадии проектирования, с момента разработки творческой идеи, и осуществляться в процессе всего периода проектирования. Нельзя начинать решать эту задачу на более поздних этапах проектирования.

Очень важно определить меру декорирования и меру декоративности изделия в целом. Мера декорирования и мера декоративности бытового предмета во многом определяют отношение к нему и иногда даже меняют его функциональное назначение. Мебель, как уже отмечалось, играет значительную эстетическую роль в интерьере, поэтому при ее проектировании в любом случае необходимо обеспечить красоту изделия, решить композиционные задачи независимо от того, предусматривается его декорирование или нет.

Архитектурно-художественное решение изделий мебели осуществляют с использованием различных приемов.

Приемы декорирования и декоративные материалы при проектировании таких изделий не предусматриваются. При проектировании подобных изделий красота формы обеспечивается точным соответствием изделия своей функции, грамотно решенной композицией, а главное - пропорциональными соотношениями, пластикой. Заметим, что чем меньше у дизайнера возможных приемов оформления изделия, тем большую значительность приобретает каждый из оставшихся в его распоряжении. Проектировать такие изделия, делать их красивыми - не менее сложно, чем в случае проектирования предметов с использованием широкой палитры средств.

Другой более сильный по художественному уровню, прием оформления изделий заключается в том, что отдельным конструктивным деталям и изделию в целом придается форма, обладающая художественным содержанием.

Специальные приемы декорирования и декоративные элементы при этом не используются, формы остаются технологичными, но могут иметь различную сложность.

Степень усложнения формы может быть настолько велика, что все изделие воспринимается как высокохудожественное, хотя роль декоративных элементов выполняют только элементы конструктивные.

Придать изделиям декоративный вид можно и за счет подбора материалов. Это могут быть строганый шпон или массивная древесина красивой текстуры, усложненные виды набора облицовок, цветные эмали, перламутровые лаки и др. Особенно высоко ценится в мебели натуральная древесина. Текстура древесины зависит от многих факторов, она может иметь самые разнообразные рисунки.

Один из старинных и наиболее известных способов декорирования изделий основан на художественной обработке древесины.

При этом используются многие положительные качества этого материала - разнообразие текстуры и цвета, возможности его механической обработки, отделки. Кроме фигурного набора облицовок из шпона, применяются мозаика, резьба, точение, роспись и др. В одном изделии могут совмещаться несколько видов художественной обработки, например резьба и роспись, резьба и декоративное облицовывание, точение и декоративное облицовывание и др.

Художественная обработка и приемы декорирования на ее основе могут быть двух типов:

декорированию подвергаются элементы изделия, выполняющие конструктивную функцию;

специальные декоративные элементы выполняются отдельно и затем накладываются на конструктивные (так называемый «накладной декор»).

В практике проектирования и изготовления мебели используются оба приема декорирования. Наиболее распространенными видами художественной обработки конструктивных элементов являются мозаичные наборы и резьба.

Мозаика - это орнаментальное или сюжетное изображение из однородных частиц или разных материалов (камня, стекла, дерева, кости и т. д.). Простейший вид мозаики представляет собой фигурный набор облицовок, выполненный из шпона разных по цвету пород древесины. Из более художественных видов мозаики известны инкрустация, интарсия, маркетри, блочная мозаика.

Инкрустация - это украшение узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева и других материалов, которые врезаются в украшаемую поверхность заподлицо и отличаются от нее цветом или материалом.

Интарсия - инкрустация деревом по дереву.

Техника инкрустации и интарсии сложна. В настоящее время эти способы декорирования применяются редко.

Блочная мозаика получается в результате склеивания блоков из брусков различных пород древесины или окрашенных в разные цвета, распиливания их на тонкие пластики и наклеивания этих пластиков на декорируемую поверхность в виде различных орнаментов.

Из мозаичного набора наиболее проста техника маркетри (составление рисунков из шпона различных пород). С помощью маркетри можно создавать сложные сюжетные композиции, а также простые орнаментальные.

Под сюжетным набором понимают мозаичное изображение - натюрморт, пейзаж и т. п. Орнамент - это узор из повторяющихся одинаковых элементов. Орнамент бывает геометрическим (из геометрических элементов), растительным (из цветов, стилизованных листьев, плодов) и геральдическим (с использованием гербов, эмблем и т. п.).

Одним из наиболее древних способов художественной обработки древесины является резьба. Существует много видов резьбы по дереву, каждый из которых в свою очередь делится на подвиды в зависимости от рисунка и техники выполнения.

Фоном для плосковыемчатой резьбы служит плоская поверхность, а рисунок образуют выемки различной формы.

В зависимости от формы выемок и характера рисунка такая резьба подразделяется на геометрическую и контурную.

Геометрическая резьба выполняется в виде двух-, трех-, четырехгранных и скобчатых выемок. Этот вид резьбы несложен по технике исполнения и позволяет создавать множество разнообразных вариантов художественного оформления поверхности из различных геометрических фигур: треугольников, квадратов, окружностей.

Контурная резьба выполняется в виде тонких двугранных выемок различной формы и ширины по всему контуру рисунка (это могут быть цветы, фигурки людей, птицы, животные и т. п.).

Для всех видов плоскорельефной резьбы характерен невысокий рельеф, расположенный в плоскости украшаемой поверхности. Фон может быть гладким, бугристым, в виде сетки, звездочек, точек (чеканным).

Рельефная резьба имеет более высокий рельеф, а фон при этом углубляется. Формы рисунка не имеют плоской поверхности. Рельефная резьба бывает барельефной и горельефной. У барельефной форма рисунка выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема, у горельефной - более чем на половину объема. В отличии от других видов прорезная резьба не имеет фона. Ее применяют в том случае, когда изделию необходимо придать видимость легкости и ажурности. Элементы с прорезной резьбой часто накладывают на поверхность другой детали, которая является фоном. В качестве фона можно использовать яркую ткань.