Разработка вентиляционной системы для машинного отделения на судне

курсовая работа

2.1 Назначение и принцип действия систем вентиляции

Современное судно является сложным инженерным сооружением. На любом судне независимо от его назначения - лесовозе, траулере, танкере, пассажирском, сухогрузном, научно-исследовательском и т.п. - наряду с энергетической установкой устанавливают различного рода оборудование, механизмы и системы, в задачу которых входит обеспечение максимальной автоматизации всех производственных процессов, их интенсификация, обеспечение на судне оптимальных условий труда и быта экипажа и решение других специальных вопросов. Для размещения этого оборудования и устройств требуются специально оборудованные помещения отводятся и для размещения экипажа, пассажиров, перевозимых грузов, хранения запасов продовольствия и материалов, а также для нужд бытового и хозяйственного назначения.

В период эксплуатации судна от оборудования, механизмов и систем в объем помещений выделяются тепло, влага, токсичные, пожаро- и взрывоопасные газы. С целью предотвращения перегрева и загрязнений воздуха различными вредными веществами помещения на судне оборудуют эффективной вентиляцией. Система вентиляции предназначена для создания в помещениях (необорудованных системами кондиционирования воздуха) заданных качеств воздушной среды (по температуре, газовому составу и подвижности), отвечающих санитарным нормам. С другой стороны, система вентиляции регулирует воздухообмен во всех судовых помещениях, в том числе и в тех, где находятся оборудование, механизмы или системы, эксплуатация которых связана с пожарной, биологической и другой опасностью.

Во всех случаях система вентиляции должна обеспечивать в помещениях безопасную и безаварийную работу.

Условия вентилирования каждого помещения зависят от его назначения и принадлежности к одной из следующих основных групп помещений: жилые, общественные, медицинские, санитарно - гигиенические, служебные, кладовые судового снабжения, кладовые хозяйственные, аккумуляторные, мастерские, вспомогательных механизмов и систем, электрооборудования, производственные рыбодобывающих и рыбообрабатывающих судов, насосные отделения нефтеналивных судов и газовозов и др.

Комплекс механизмов, устройств, арматуры и трубопроводов, обеспечивающий вентиляцию указанных помещений, объединяется под общим названием системы общесудовой вентиляции.

Особой самостоятельной группой из системы общесудовой вентиляции выделяется система противохимической вентиляции. Она служит для создания необходимых качеств воздушной среды (по газовому составу, подвижности и обмену) и обеспечения избыточного подпора в обслуживаемых герметизируемых помещениях в случае необходимости защиты судна от биологического оружия, радиоактивных осадков и отравляющих веществ. Этой системой оборудуют отдельные помещения, предназначенные для защиты и санитарной обработки экипажа.

Принцип действия системы общесудовой вентиляции заключается в удалении загрязненного воздуха из помещения и обеспечении притока свежего воздуха. Указанный воздухообмен осуществляется естественным или искусственным (при помощи вентиляторов) путем через сеть трубопроводов, имеющую в составе, полностью или частично, следующее оборудование,

устройства для приема и выброса воздуха;

устройства для очистки и фильтрации воздуха;

теплообменные аппараты;

запорно-переключающую арматуру;

звукопоглощающие устройства и теплоизоляцию;

воздухораспределительные устройства и арматуру;

соединения и арматуру для прохода через палубы и переборки.

Естественная вентиляция на современных судах находит ограниченное применение. Ею оборудуют различного рода помещения небольшого объема вспомогательного назначения. К таким помещениям относятся кладовые судового снабжения, кладовые хозяйственного назначения, агрегатные с незначительными тепловыделениями, аккумуляторные с небольшим количеством батарей и др. Как правило, помещения с естественной вентиляцией имеют непосредственный выход на открытую палубу (под баком, в однопалубных рубках над трюмами, под переходными мостиками и т.п. Естественная вентиляция осуществляется путем использованием силы ветра или воздушных потоков (ветрового подпора), создаваемых при движении судна, а также за счет разности плотности наружного воздуха и воздуха помещений (теплового подпора). Естественная подача или удаление воздуха из помещений производится через прямоточные трубопроводы с помощью установленных на открытых палубах эжекционных или дефлекторных головок, грибовидных головок и газонепроницаемых крышек.

В настоящее время преобладающим видом общесудовой вентиляции судовых помещений является искусственная вентиляция, которая выполняется при помощи центробежных или осевых электровентиляторов. Судовые помещения, в которых выделяются вредные газы или неприятные запахи, оборудуют искусственной вытяжной вентиляцией. Загрязненный или нагретый воздух в этом случае поступает к вытяжным вентиляционным сеткам на трубопроводах прокладываемых по помещению, забирается электровентиляторов и удаляется наружу через устройства для выброса воздуха в отделении от приемных отверстий других вентиляционных систем и систем кондиционирования воздуха. Приток свежего воздуха в помещения осуществляется естественным путем из коридоров снаружи через отдельные приемные устройства.

вентиляционный вихревая труба судно

Если установленные в помещении приборы и оборудование выделяют значительное количество вредных веществ, то вентиляция осуществляется непосредственно через присоединительные патрубки. В зависимости от характера и времени работы приборов вентиляция может быть автономной или объединена с общей вытяжной системой вентиляции. Приток воздуха к приборам и оборудованию осуществляется или из помещения, или снаружи.

Искусственную приточную вентиляцию применяют в помещениях с постоянным или периодическим пребыванием личного состава и в помещениях со значительными тепловыделениями (радиопосты, посты связи, румпельные и т.п.), для которых требуется подача наружного воздуха. В случае необходимости приточный воздух подогревается в зимний и переходный периоды или охлаждается в летний период. При таких схемах общесудовой вентиляции свежий наружный воздух (иногда с допустимой смесью рециркуляционного воздуха) поступает через приемные устройства в трубопроводы и нагнетается электровентилятором последовательно черев теплообменные аппараты, гигиенические фильтры в помещения, где распределяется различного типа воздуховыпускными устройствами. Воздух из помещений в данном случае удаляется искусственным или естественным путем.

Делись добром ;)