Производство мазута
8. Описание конструктивной схемы и работы ректификационной колонны
Ректификационная колонна предназначена для разделения сырья (нефти) на фракции для получения прямогонного бензина, фракций керосина и дизельного топлива, мазута, способом многократного испарения-конденсации (ректификации).
Представляет собой аппарат колонного типа. Диаметр, высота, конструктивные размеры аппарата определяются расчетом исходя из объема переработки сырья. Внутри колонны находятся контактные устройства (тарелки), тип и количество, которых определены расчетом. По конструктивному исполнению бывают: клапанные, ситчатые, колпачковые, желобчатые, S-образные.
Для сбора жидкости колонна оборудуется «карманами». Для ввода циркуляционных орошении, «острого» орошения, подачи пара вниз колонны применяются распределители жидкости, такие как: перфорированная плита, плита с патрубками, плита с наклонными отражателями и напорный маточник-распределитель. Выбор типа распределителя зависит от диаметра колонны, типа насадки, расхода орошения и других факторов.
Нагретые в печи П_1 потоки отбензиненной нефти до температуры 340_370°С на выходе объединяются и поступают на 6_ю тарелку эвапорационной части ректификационной колонны К_2.
Основные режимные параметры работы колонны К-2 приведены в табл. 4.
Таблица 4. Режимные параметры работы колонны К_2
Параметр |
Значение параметра |
|
температура верха |
90_160°С |
|
температура низа |
не более 350°С |
|
температура керосинового перетока |
не более 220°С |
|
температура дизельного перетока |
240_320°С |
|
температура керосинового циркуляционного орошения на входе в колонну |
не более 200°С |
|
температура дизельного циркуляционного орошения на входе в колонну |
не более 250°С |
|
давление верха |
не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) |
|
уровень в кубе |
30_80 % |
|
расход орошения |
до 45 м3/ч |
|
расход острого пара |
до 2,5 т/ч |
Для улучшения отпарки бензиновых, керосиновых и дизельных фракций из нефти под первую тарелку колонны К_2 через маточник подаётся технологический перегретый водяной пар с температурой 400°С и давлением 2,0 кгс/см2 из пароперегревателя, смонтированного в конвекционной части печи П_1.
Пары тяжелой бензиновой фракции и воды из шлемовой части колонны К_2 с температурой 90_160°С и давлением не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) поступают в аппараты воздушного охлаждения АВЗ. Ректификационная колонна К-2 имеет два промежуточных контура циркуляционного орошения:
верхний - керосиновое циркуляционное орошение (КЦО) - осуществляется по схеме:
тарелки колонны К-2 насос ц/о керосина теплообменник холодильник тарелки колоны К-2;
нижний - дизельное циркуляционное орошение (ДЦО) - осуществляется по схеме:
тарелка К-2 насос ц/о дизтоплива теплообменники холодильник тарелки К-2.
Использование дизельного и керосинового циркуляционных орошений позволяет более четко регулировать качество вырабатываемых продуктов и полупродуктов за счет съема избыточного количества тепла в наиболее нагруженных по парам частях колонны и выравнивания ее теплового режима.
По переточному трубопроводу колонны К_2 выводится в стриппинг Е-1 керосин прямой перегонки с температурой не более 220°С.
В стриппинге происходит отпарка «хвостовых» низкокипящих бензиновых фракций (тяжёлого бензина) за счёт подачи острого пара с температурой ~ 400°С в низ стриппинга Е-1.
Пары тяжелого бензина вместе с водяным паром из стриппинга возвращаются вколонну К_2.
По переточному трубопроводу колонны К_2 выводится компонент дизтоплива с температурой 240-320°С в стриппинг Е_2, где происходит отпарка «хвостовых» низкокипящих керосиновых фракций за счёт подачи острого пара с температурой ~ 400°С в низ стриппинга Е_2. Пары хвостовых керосиновых фракции вместе с парами воды с верха стриппинга Е_2 возвращаются в колонну К_2.
Кубовый продукт (мазут прямой перегонки) колонны К_2 с температурой не выше 350°С центробежными насосами через теплообменники, где отдаёт тепло нефти.