logo
Производство лечебно-профилактических сывороток и иммуноглобулинов

История развития искусственной пассивной иммунизации

В конце 80-х годов 19 столетия, особенно в последнее десятилетие, открытия новых бактериальных возбудителей болезней следовали одно за другим с нарастающей частотой, и доказательства их этиологической роли обыч но удовлетворяли требованиям коховской триады. Как только удавалось получить культуру возбудителя на искусственной питательной среде, возникала возможность приготовить соответствующую вакцину из ослабленных или убитых микробов для профилактики данной болезни. Но как показал Пастер (Pasteur) в 1885 г. в своих знаменитых работах по бешенству, выделение возбудителя не является абсолютно необходимым. Так и не добившись успеха в выделении возбудителя бешенства, Пастер тем не менее сознавал, что тот должен присутствовать в головном и спинном мозге зараженных животных, поскольку введение такого мозга нормальным животным вызывало у них заболевание. Вслед за этим Пастер предложил метод ослабления (аттенуации) возбудителя бешенства путем хранения его в течение разных сроков и вскоре показал, что курс вакцинации с введением материала все более высокой вирулентности обеспечивает защиту от бешенства, даже если оно вызвано укусом бешеного животного.

Итак, на протяжении 80--90-х годов прошлого столетия осуществимость профилактической иммунизации была доказана для целого ряда инфекционных заболеваний. Однако попытки применить эти новые иммунологические подходы ко всем болезням принесли во многих случаях отрицательный результат. В частности, некоторые возбудители, позднее названные вирусами и риккет- сиями, было невозможно выделить существовавшими тогда методами. В других случаях, как, например, при поражении Treponema pallidum, вызывающей сифилис, хотя возбудитель и мог быть обнаружен при гистопатологическом исследовании, вырастить его на искусственной питательной среде для приготовления вакцины не удавалось. И наконец, были такие заболевания, как дифтерия и туберкулез, при которых сам возбудитель можно было вырастить и использовать для иммунизации, но это не обеспечивало защиты от инфекции, а иммунизация микробами типа холерного вибриона для профилактики холеры у человека оказалась малопригодной.

Значительный успех был достигнут в 1888 г., когда Эмиль Ру и Александр Йерсен (Emile Roux, Alexandre Yersin) сумели выделить растворимый токсин из надосадочной жидкости культур дифтерийной палочки. Этот токсин при введении экспериментальным животным вызывал всю картину дифтерии; стало очевидным, что по крайней мере иногда болезнь вызывает не сам микроб как таковой, а вырабатываемый им экзотоксин. После этого понадобилось немного времени, чтобы Беринг (Behring) и его сотрудник Китасато (Kitasato) развили эти наблюдения, и в 1890 г. они сообщили, что после иммунизации дифтерийным или столбнячным токсином в крови животных появляется нечто, способное нейтрализовать или разрушить токсин и тем самым предотвратить заболевание. Антитоксические сыворотки животных вскоре испытали на больных детях. Эффект был поразительным. Дети быстро выздоравливали, особенно если сыворотка вводилась на ранних сроках заболевания. Вещество, которое вызывало обезвреживание токсина, получило название анти-токсина, а вскоре для обозначения этого нового класса веществ был введен более общий и менее обязывающий термин -- анти-тело. То, что вызывает образование этих антител стали называть анти-геном.

Данные фон Беринга об эффективности терапевтического применения антитоксина сразу же убедили медицинский мир, а всеобщий характер этого явления был подтвержден наблюдениями Пауля Эрлиха (Paul Erlich), который показал, что иммунизация животных токсинами растительного происхождения -- рицином и абрином -- также приводит к образованию нейтрализующих антитоксинов. Аналогичные токсины стали искать при других инфекционных заболеваниях, но вскоре было установлено, что этот новый терапевтический

В 1890г. Е. Behring и Sh. Kitasato, иммунизируя кроликов столбнячным токсином, установили появление антитоксических свойств у сыворотки и показали, что введение этим животным 20 ДLm столбнячного токсина не вызывает заболевания. В том же году этими же авторами было показано наличие дифтерийного антитоксина в крови морских свинок, получавших сублетальные дозы дифтерийного токсина. Через год после этого открытия Е. Behring путем иммунизации лошадей впервые получил лечебную противостолбнячную сыворотку, а уже в 1893 г. С. П. Федоров и Ф. Н. Ремезов провели подобные же наблюдения в России. В 1892 г. Е. Behring и К. Wernieke была получена противодифтерийная сыворотка. В России указанная сыворотка была приготовлена на лошадях одновременно в разных городах -- Г. К. Габричевским (1895) в Москве, А. Д. Павловским и А. М. Максутовым (1895) в Киеве, С. К. Дзержговским (1895) в Петербурге, В. В. Родзевичем (1897) в Самаре, П. В. Бутягиным (1897) в Томске. В этот же период были предложены сыворотки против змеиного яда (A. Calmette, 1895), стрептококковой инфекции (А. Marmorek, 1895; Н. Aronson, 1896), противодизентерийная (Н. Shiga, 1898) и сибиреязвенная (Скляво, 1895).

Первые попытки получения специфической сыворотки против газовой инфекции были предприняты в 1910 г. М. Weinberg. Автор проводил иммунизацию морских свинок постепенно возрастающими дозами Cl. perfringens и установил, что хотя сыворотка этих животных и не обладала агглютинирующими и бактерицидными свойствами, но выявляла слабовыраженный превентивный эффект. Более активный препарат был получен этим же исследователем только в 1915 г. вначале на баранах, а затем на лошадях.

В конце XIX в. начали предприниматься первые попытки по изучению возможности изготовления специфической сыворотки против бешенства (Babes, Lepp, 1889), а уже в 1891 г. Babes и Archez применили сыворотку иммунизированных собак для профилактики бешенства у 12 лиц, покусанных больным волком, и сообщили, что введение им 40 -- 60 мл сыворотки обеспечило предупреждение заболевания у 11 человек. В дальнейшем достаточно активная сыворотка была получена от кроликов и баранов (A. Marie, 1905).

Позже исследованиями S. Ftexner (1910), S. Flexner, P. Lewis (1910), A. Petit (1918) было показано, что введение вируса полиомиелита козам, овцам и лошадям приводит к выработке специфических антител, способных нейтрализовать вирус в достаточно больших концентрациях. В дальнейшем были получены специфические гипериммунные сыворотки против вирусов оспы (Albreshoff, 1928), желтой лихорадки (G. Bauer, N. Hudson, 1930; A. Petit, G. Stefanopoulo, 1933). гриппа (P. Laidlaw с соавт., 1935), клещевого (Е. Н. Левкович, М. П. Чумаков, 1937) и японского (И. М. Родин, Л. И. Мартьянова, 1956) энцефалитов, чумы, (А. И. Желтенков, 1946) и других опасных для человека вирусных и бактерийных заболеваний.

Также предложен метод изготовления антилимфоцитарной сыворотки на лошадях (R. Реrреr с соавт., 1967), ослах (У. А. Арипов с соавт., 1970), козах (N. Kashiwadi с соавт., 1968) и других животных.

Серьезное внимание уделялось изготовлению различных диагностических сывороточных препаратов и асцитических жидкостей. Так, проводились исследования по отработке условий изготовления агглютинирующих сывороток к холерному вибриону (М. Gruber, N. Durham. 1896) и брюшному тифу, дизентерии (Р. В. Фрадкина, Н. Г. Шейнман, 1937; Д. Штибен, В. Г. Багликова, 1934), ботулинической (С. А. Зелевинская, 1935) и газовой (С. И. Наследышева, 1935) инфекций. [1,2]