logo
Проектирование участка механического цеха для обработки детали трактора - шестерня

1.1 Описание конструкции и служебного назначения детали

Заданная деталь - шестерня, Т25-4215014 представляет собой двух венцовую шестерню со ступицей с одной стороны. Больший венец шестерни имеет цилиндрические прямые зубья, число зубьев z = 35, модуль m = 4,5 мм.

Малый венец имеет эвольвентные шлицы, число зубьев z = 30, модульm = 3,5 мм. Осевое отверстие - двухступенчатое, в малой ступени расположены эвольвентные шлицы, число зубьев z = 24, модуль m = 3,5 мм. Диаметр большого венца 170 мм, ширина 25 мм, диаметр меньшего венца 109,3 мм, ширина - 10 мм. Большой и малый венцы разделены канавкой диаметром 96 мм, шириной 7 мм.

В ступице также расположена канавка диаметром 135 мм, шириной 8 мм. Длина шлицевого отверстия - 42 мм.

Данная шестерня входит в привод валов отбора мощности (ВОМ), который в свою очередь входит в муфту сцепления.

Муфта сцепления предназначена для передачи крутящего момента от дизеля к трансмиссии. Она служит также для кратковременного отсоединения дизеля от силовой передачи, обеспечения плавного трогания трактора с места и безударного переключения диапазона.

Привод ВОМ расположен в отсеке корпуса муфты сцепления и обеспечивает передачу мощности через синхронные передние и задние ВОМ.

Принцип работы: ведущий вал шестерни соединяется через шлицевую втулку со ступицей кожуха, во впадинах которой установлены демпферы. Вал-шестерня вращается заодно с маховиком и входит в зацепление с шестерней ведущего барабана муфты ВОМ. Ведомый барабан зацепляется с промежуточной шестерней, служащей для привода переднего независимого ВОМ.

Перемещением шестерни Т25-4215014 из нейтрального положения вперед по ходу трактора включается независимый привод заднего вала отбора мощности, назад - синхронный привод заднего ВОМ, а перемещением другой шестерни - независимый или синхронный привод переднего ВОМ.

Конструкция узла позволяет включать одновременно любое сочетание приводов переднего и заднего валов отбора мощности.

Привод синхронного ВОМ устанавливается по требованию потребителя.

Для уменьшения массы шестерни по торцам расположены кольцевые выточки. Для плавности зацепления торцы зубьев венцов с внешней стороны имеют зубозакругление.

Ширина шестерни - 56 мм.

Материл шестерни - сталь 25 ХГТ, ГОСТ 4543-71. Назначение - нагруженные зубчатые колеса и другие детели, твердость которых более 59РКСЭ.

"right">Таблица 1

Химический состав, % [5]

С

Si

Mn

Cr

Ti

P

S

Cu

Ni

Не более

0,22…0,29

0,17…0,37

0,8…1,0

10,…1,3

0,03…0,09

0,0035

0,035

0,3

0,3

"right">Таблица 2

Механические свойства [5]

Источник

Состояние поставки

у0,2

ув

д5

ш

КСУ Дж/см2

HRCэ не более

МПа

%

не менее

ГОСТ 4543-71

Пруток

57…63

Технологические свойства:

Температура ковки: начала 12200С, конца 8000С

Свариваемость - РДС, КТС, требуется последующая термообработка.

Флокеночувствительность - чувствительна.

Склонность к отпускной хрупкости - склонна.

Конструкторский код детали:

Класс 72 - детали - тела вращения с элементами зубчатого зацепления; трубы, шланги, секторы, сегменты и др.

Подкласс 721 - с элементами зубчатого зацепления, цилиндрические.

Группа 7216 - многовенцовые.

Подгруппа 72161 - с наружными зубьями прямыми, с внутренней основной базой

Вид 721161- с двумя венцами разного модуля, с модулем св. 4,0 до 10 мм включительно.

Конструкторский код детали: 721161