Автомобильные эксплуатационные материалы

реферат

3. Трансмиссионные масла - масла для механических коробок передач

Трансмиссионные масла предназначены для коробок передач и силовых трансмиссий, передающих большие крутящие моменты в автомобилях, тракторах, экскаваторах, танках и других стационарных машинах и механизмах. Эти масла подразделяются на пять групп (табл. 3.) в зависимости от областей применения и от условий эксплуатации. Кроме того, для масел установлено 34 класса по вязкости и поэтому их обозначают, например, следующим образом: ТМ-1-18 или ТМ-5-34 (табл. 4), что означает трансмиссионное масло 1-й группы, класса вязкости 18 или 5-й группы класса вязкости 34.

Вязкие масла класса 18 - одни из массовых в ассортименте трансмиссионных смазок. Область их применения - все грузовые и легковые автомобили, тракторы и дорожно-строительные машины, а также некоторые тяжелые редукторы промышленного оборудования. Показатели качества этих масел приведены в табл. 5.

Таблица 3. Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85

Группа масел по эксплуатационным свойствам

Состав масел

Рекомендуемая область применения

1

Минеральные масла без присадок

Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С

2

Минеральные масла с противо-износными присадками

То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130°С

3

Минеральные масла с противо-задирными присадками умеренной эффективности

Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

4

Минеральные масла с противо-задирными присадками высокой эффективности

Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

5

Минеральные масла с противо-задирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С

Таблица 4. Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 обозначениям, принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85

Обозначение масла, принятое в нормативно-технической документации

Нормативно-техническая документация

ТМ-1-18

ТС-14,5

ТУ/38.101110-81

TM-I-I8

АК-15

ТУ 38.001280-76

ТМ-2-9

ТСп-10ЭФО

ТУ 38.101701-77

ТМ-2-18

ТЭп-15

ГОСТ 23652-79

ТМ-2-34

ТС

Т> 38.1011332-90

ТМ-3-9

ТСэп-8

Т^38ЛЈ 11280-89

ТМ-3-9

ТСп-10

ТУ 38.401809-90

ТМ-3-18

ТСп-15К, ТАп-15В

ГОСТ 23652-79

ТМ-5-9

ТСз-9гип

ТУ 38.1011238-89

ТМ-5-18

ТСп-14гип, ТАД-17и

ГОСТ 23652-79

ТМ-5-34

ТСгип

ОСТ 38.01260-82

ТМ-5-12з (рк)

ТМ5-12рк

ТУ 38.101844-80

Таблица 5. Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 18

Показатели

ТЭп-15

ТСп-15К

Тап-15В

ТСп-14гип

ТАД-17и

Вязкость:

кинематическая, мм7с, при температуре:

50 °С

100°С динамическая при -15 (20) °С, Пас, не более

-

15,0±1

200

-

15,0±1

75

-

15,0±1

180

-

>14,0

(75)

110-120

>17,5

-

Индекс вязкости, не менее

-

90

-

85

100

Температура, °С:

вспышки в открытом тигле, не

ниже

застывания, не выше

185

-18

185

-25

185

-20

215

-25

200

-25

Содержание, % (мае):

механических примесей, не более

фосфора, не менее

серы

0,03

0,6

>3,0

0,01

0,03

0,01

Отсутствие

0,1

1,9-2,3

Испытание на коррозию в течение 3 ч пластинок из меди при 120 °С, баллы, не более

-

-

-

Зольность, %

>0,3

-

-

-

>0,3

Кислотное число, мг КОН/г, не более

--

--

--

--

2,0

Склонность к пенообразованию, см , не более, при температуре:

24 °С

94 °С

24 °С после испытания при 94 °С

-

300

50

300

-

500

450

550

100

50

100

Смазывающие свойства на ЧШМ: индекс задира, Н, не менее

нагрузка сваривания, Н, не менее

-

539

3479

490

3283

588

3920

568

3687

Так, масло ТЭп-15, полученное на базе ароматизированных остатков и дистиллятных масел, применяют как всесезонное для тракторов и других сельхозмашин в районах с умеренным климатом и работают они в диапазоне рабочих температур от минус 20 до +100 °С.

Масло ТСп-15К предназначено для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми парами) экскаваторной техники.

Масло ТАД-17и применяется для коробок передач и карданных передач автомашин "Жигули".

Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии транспортных машин и промышленных редукторах меняется в широких пределах: от температуры окружающего воздуха в момент начала работы до 120... 130 °С и даже 150°С.

Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в холодной зоне может достигать -- 60 °С, в умеренной зоне до --40 °С, а в жаркой до --10 °С.

Скорость скольжения (для различного типа передач от 1,5 до 25 м/с) и удельные нагрузки на поверхности зубьев шестерен (от 0,5 до

2 ГПа в полюсе зацепления, а в гипоидных передачах до 4 ГПа) во многом определяют тип применяемого масла в шестеренчатой передаче.

По уровню напряженности работы зубчатых передач трансмиссионные масла можно разделить на следующие виды:

· универсальные, обеспечивающие работу всех типов зубчатых передач и других трущихся деталей агрегатов трансмиссии;

· общего назначения, применяющиеся в цилиндрических, конических и червячных передачах автомобилей;

· масла для гипоидных передач грузовых и легковых автомобилей.

Для обеспечения надежной работы современной техники трансмиссионные и редукторные масла должны отвечать следующим основным требованиям:

§ обладать достаточным уровнем противоизносных и противозадирных свойств;

§ иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;

§ не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии;

§ иметь хорошую термоокислительную стабильность;

§ обладать хорошими защитными свойствами;

§ быть нетоксичными и иметь хорошую совместимость с материалами сальниковых уплотнений.

Делись добром ;)