Организация рабочего места в программном комплексе для автоматизации процессов налогового администрирования в территориальных налоговых органах ФНС России
2.1 АРМ специалистов налоговых органов
В налоговых органах выделяют АРМ специалистов, которые можно разделить на группы:
· АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов физическими лицами;
· АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов юридическими лицами;
· АРМ специалиста по контролю за обеспечением правильности исчисления налогов и платежей и своевременностью их поступления в бюджет;
· АРМ юриста по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и т.д.
АРМ руководителя в налоговой службе позволяет:
· получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе данных финансовых органов;
· обеспечивать руководителю или его непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;
· использовать диалоговые программные средства обеспечения принятия решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям;
· обеспечивать оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т.д.
Следует подчеркнуть, что АРМ руководителя в налоговой системе эффективно функционирует при условии, что оно опирается «по вертикали» на всю информационную базу руководимой им организационной структуры, включая не только централизованное автоматизированное хранилище данных, но и локальные информационные базы данных специалистов.
Для АРМ руководителя налоговой сферы также разработана система передачи отчетов по электронной почте. Отчеты, сформированные на автоматизированных рабочих местах сотрудников подразделений, автоматически, через встроенный в программный комплекс механизм связи по электронной почте, отсылаются на почтовый адрес автоматизированного рабочего места руководителя. Во время работы руководитель получает все отчеты не только в бумажном, но и в электронном виде.
В соответствии с НК РФ и инструкцией «О технологии работы территориальных органов ФНС России в условиях использования системы электронной обработки данных», существуют следующие основные автоматизированные универсальные отделы, рабочие места (АРМ или УРМ) внутри районной налоговой инспекции по работе с налогоплательщиками:
· юридический;
· регистрации и учета налогоплательщиков;
· информационных технологий;
· ввода и обработки данных;
· учета, отчетности и анализа;
· урегулирования задолженности;
· камеральных проверок;
· выездных проверок;
· оперативного контроля (который создается только по согласованию с ФНС России, как контроль в сфере производства этилового спирта, алкогольной продукции и т.д.).
АРМ по обработке документов юридических лиц в государственных территориальных налоговых инспекциях должны предусматривать возможность ведения различных справочников по юридическим лицам и использование этих справочников в основной базе данных, автоматически вводить информацию, исключая возможность внесения в базу данных некорректной информации.
АРМ по обработке информации по юридическим лицам должны как минимум состоять из следующих подсистем:
1) АРМ «Регистрация предприятий».
Предназначен для ввода информации по контролируемым предприятиям и учредителям предприятий (физическим и юридическим лицам), получения информации по предприятиям в виде группировочных таблиц, по указанным реквизитам. По каждому налогоплательщику в базе данных должны иметься следующие атрибуты:
· наименование плательщика;
· юридический адрес;
· фактический адрес;
· номер расчетного счета и атрибуты банка, его обслуживающего;
· полные атрибуты учредителей плательщика (как юридические, так и физические лица);
· дата регистрации;
· размер уставного фонда;
· данные о директоре и бухгалтере;
· форма собственности;
· организационно-правовая форма;
· вид деятельности;
· место регистрации;
· регистрационный номер;
· сведения о филиалах;
· иностранные инвестиции;
· информация о всех счетах предприятия (валютные, текущие, субсчета и др.).
Все атрибуты, использующиеся для быстрого поиска плательщика в информационно-поисковой системе.
Изначально при регистрации любого нового предприятия все исходные данные о нем должны заноситься в компьютер с присвоением ему определенного номера и при необходимости передаваться юридическим службам для занесения его в Госреестр.
Получаемая в результате ввода первичной информации база данных является основой для камеральных проверок и ведения лицевых карточек предприятий, предоставляя пользователю возможность вести поиск по любой комбинации данных и получать распечатку результатов этого поиска.
2) АРМ «Камеральная проверка».
Служит для автоматизации процесса приема квартальной бухгалтерской отчетности предприятий, стоящих на учете в налоговой инспекции. АРМ должно при проведении камеральной проверки реализовывать следующие основные функциональные возможности:
· осуществление в автоматическом режиме проверки расчетов, взаимоувязки форм отчетности, начисления налогов;
· формирование на компьютере достоверной базы данных в результате приема квартальной и годовой отчетности, которую можно использовать для автоматической генерации форм отчетности налоговой инспекции перед вышестоящими организациями;
· выдача рекомендаций инспекторскому составу для документальных проверок;
· получение информации для её последующего использования в других АРМ.
· должна быть предусмотрена возможность для предприятий и организаций сдавать отчетность в налоговую инспекцию на дискете и проводить все проверки отчетных документов до встречи с налоговым инспектором.
3) АРМ «Ведение лицевых карточек предприятий».
Предназначен для ведения лицевых карточек предприятий по бюджетам и видам налогов. Он должен обеспечить следующие функции:
· фиксировать платежные документы;
· автоматически производить вычисление сальдо, начисление пени, выдачу суммы, внесенной предприятием в бюджет, ведение лицевой карточки в порядке срока уплаты в бюджет независимо от даты ввода информации;
· получить справку о недоимках и переплатах по предприятиям;
· проводить авансовые платежи с разбивкой по срокам;
· печатать инкассовые поручения.
4) АРМ «Анализ состояния предприятий».
Преследует цель проведения анализа итогов деятельности предприятий на основании данных, сформированных инспектором при камеральных проверках, и позволяет выбрать предприятия для документальной проверки.
Анализ состояния предприятий проводится на основе данных, полученных как при регистрации, так и при камеральной проверке. На их основе в компьютере формируется список предприятий, вовремя не прошедших камеральную проверку, и имеется возможность; автоматизированной печати адресов из существующей базы данных по предприятиям перед закрытием их расчетных счетов или в целях какой-либо другой переписки. Предприятиям, сдавшим отчет не вовремя, начисляются финансовые санкции, и составляется протокол об административном правонарушении -- нарушении налогового законодательства и т.д.
АРМ для обработки документов физических лиц в государственных территориальных налоговых инспекциях разрабатывается на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов физическими лицами, в том числе подоходного налога, налога на имущество, земельного налога, налога с транспортных средств и др.
АРМ для обработки документов физических лиц должен осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов физических лиц, предусмотренных законодательством России:
· налог на доходы физических лиц;
· налог на имущество физических лиц;
· транспортный налог;
· земельный налог.
На основании первичных документов, поступающих из государственных учреждений и от физических лиц, должна автоматически рассчитываться сумма налога, печататься платежное извещение и открываться лицевой счет. Система должна автоматически вести лицевые счета по всем видам налогов, распределять уплаченные суммы по срокам уплаты.
По всем видам налогов необходимо автоматически вести бухгалтерские отчеты:
· сводку начислений;
· ведомость доначислений и сложений;
· реестр уплаты возвратов;
· список недоимщиков.
Также существует АРМ «Юридический отдел». Этот АРМ позволяет работать с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими правительственными документами, приказами и распоряжениями ФНС РФ и территориальных налоговых органов ФНС России, а также с инструкциями по налогообложению и другим вопросам деятельности налоговой службы. Основная функция АРМ «Юридический отдел» - оформление и предъявление в арбитражный суд и суды общей юрисдикции исков по всем основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации и подготовка и участие в рассмотрении дела в суде. Эта функция включает:
· составление проекта искового заявления (отзыва на иск), согласование его с начальником отдела;
· распечатку необходимого количества экземпляров искового заявления (отзыва на иск) с приложением;
· регистрирование искового заявления с приложениями (отзыв на иск) в системе ЭОД (электронной обработки данных);
· направление искового заявления с приложениями (отзыв на иск) в отдел финансового и общего обеспечения (РМ2-3) для отправки его ответчику заказным письмом;
· получение из отдела финансового и общего обеспечения квитанции (уведомления о вручении) о направлении искового заявления (отзыва на иск) ответчику (истцу);
· формирование пакета документов для направления в суд
Функции хранения информации о налогоплательщике и заведение на него регистрационной карточки выполняются АРМ учета и регистрации юридических лиц. Одновременно формируется электронная папка на каждого налогоплательщика. Эта информация в дальнейшем будет использована всеми отделами налоговых инспекторов и отделами анализа и отчетности налоговой инспекции, а также дополнена различными данными по налогоплательщику.
Таким образом, АРМ по обработке документов юридических и физических лиц в территориальных налоговых органах ФНС России предусматривают ведение различных справочников по налогоплательщикам и использование этих справочников в основной базе данных, автоматический ввод данных, исключая возможность внесения в базу данных некорректной информации.