2.3 Автоклав
Автоклав предназначен для тепловлажностной обработки изделий из силикатобетона (плотного и ячеистого). Он представляет собой цилиндрический сосуд с быстрозакрывающимися сферическими крышками. Состоит автоклав из следующих основных узлов: корпуса, сферических крышек с механизмом подъема, байонетных колец с механизмом поворота, насосной станции, распределительной станции, системы охлаждения, ограничительных упоров, контактных манометров и системы автоматического регулирования.
Корпус 13 (рис.7) автоклава состоит из обечаек, приваренных встык одно к другой, и фланцев 17, которые приварены к корпусу и предназначены для байонетного соединения корпуса автоклава с быстрозакрывающимися крышками. У автоклавов диаметром 2,6 м толщина стенок 20 мм, а диаметром 3,6 м - 26 мм, рабочее давление соответственно 0,8 и 1,25 МПа.
Для герметизации автоклава между фланцами корпуса и крышки проложена резиновая прокладка 29 специального профиля. По наружной поверхности корпуса автоклава приварены кольца 1 жесткости таврового сечения. Внутри корпуса уложены рельсы 20, по которым закатываются в автоклав запарочные вагонетки. Для придания большей жесткости к наружной поверхности автоклава приварены две продольные балки 23. Корпус автоклава установлен на опоры, из которых одна (средняя) неподвижная, а восемь подвижных 21. Сферическая крышка с механизмом подъема представляет собой штампованное сферическое днище 14 и приваренный к ней фланец 28. На крышке имеются ушки 12, которыми она прикреплена к рычагу 11 механизма подъема. Механизм подъема состоит из гидроцилиндра 5 поворота, рычага 11, хомута 8, гидроцилиндра поворота хомута (не показан на чертеже) и кронштейна 4, на котором смонтирован весь механизм подъема. Гидроцилиндр 5 укреплен на кронштейне 4 с помощью цапф 6, на которых он может поворачиваться при открывании и закрывании крышки. Шток 7 гидроцилиндра 5 поворота соединен с одним концом рычага 11. Второй конец этого рычага прикреплен к крышке автоклава. В открытом положении крышка удерживается штоком 7 гидроцилиндра 5 и дополнительно хомутом 8, приводимым в движение специальным гидроцилиндром. Байонетное кольцо 16 с механизмом поворота предназначено для запирания крышки автоклава. Оно состоит из двух полуколец, соединяемых болтами в диаметральной плоскости.
Рисунок 7. Автоклав (1-кольца жесткости; 2-предохранительный клапан; 3-насосная станция; 4-кронштейн; 5-гидроцилиндр; 6-цапф; 7-шток гидроцилиндра; 8-хомут; 9-кронштейн; 10-гидроцилиндр; 11-рычаг; 12-ушки; 13-корпус; 14-штамповоное сферическое днище; 15-ограничительные ролики упоры; 16-байонетное кольцо; 17-фланцы; 18-сигнализатор уровня конденсата; 19-трубы; 20-рельсы; 21-подвижные опоры; 23-продольные балки; 24-контактный манометр; 25-контролный вентиль; 26-мановакуумметр; 27-распределительная станция; 28-фланец; 29-резиновая прокладка; 30-вентиль.)
К механизму поворота относятся два гидроцилиндра 10 смонтированных на кронштейнах 9, закрепленных на корпусе автоклава. Крышка запирается путем поворота байонетного кольца с помощью двух гидроцилиндров 10, при этом зуб (выступ) кольца заходит за выступ фланца крышки, образуя тем самым замок.
Автоклав имеет сигнально-блокировочное устройство, обеспечивающее невозможность пуска пара в автоклав при не полностью закрытой крышке, а также невозможность поворота байонетного кольца при наличии давления в автоклаве. Для контроля за полнотой закрытия крышки на корпусе автоклава смонтирован конечный выключатель, на который воздействует упор, установленный на байонетном кольце.
Электрическая схема настроена так, что исполнительный орган для пуска пара в автоклаве не срабатывает до тех пор, пока не будет включен конечный выключатель. Поворот байонетного кольца при наличии давления в автоклаве предотвращается двумя электроконтактными манометрами - грубым (со шкалой 0 - 2,5 МПа) и точным (со шкалой 0 - 0,16 МПа), обеспечивающими минимальное остаточное давление в автоклаве. Для отключения точного манометра от грубого имеется электромагнитный вентиль.
Автоклав снабжен сигнализатором 18 уровня конденсата, контрольным вентилем 25, сигнализирующим об отсутствии пара в автоклаве, а также предохранительным клапаном 2, контактным манометром 24 и мановакуумметром 26. Насосная станция 3 состоит из маслобака, лопастного насоса, электродвигателя и предохранительного клапана с переливным золотником. Распределительная станция 27 предназначена для распределения подачи масла в гидроцилиндры механизма подъема. Система охлаждения служит для герметизации и охлаждения крышки автоклава. В вентиль 30 специальным насосом подается под давлением 1,25МПа холодная вода, что и обеспечивает уплотнение затвора. Для безопасности работы и исключения возможности смещения крышки при открывании или закрывании байонетного кольца в конструкции автоклава предусмотрена установка ограничительных 15 и направляющих роликов упоров, фиксирующих положение крышки и байонетного кольца относительно корпуса автоклава. Пар подается по трубам 19.
Автоклав работает следующим образом. После загрузки автоклава составом запарочных вагонеток включается гидропривод и механизм подъема крышек. После полного закрытия крышки специальный конечный выключатель дает разрешение на поворот байонетного кольца. В конце поворота кольца срабатывает конечный выключатель, сблокированный с программным регулятором запарки (ПРЗ). В соответствии с предусмотренной программой происходит весь процесс запарки, по окончании которого автоматически выпускается пар и конденсат.
Система блокировки такая, что крышка открывается только при отсутствии внутри автоклава избыточного давления, а также конденсата. При сбросе давления срабатывает точный электрический манометр, дающий первое разрешение на поворот байонетного кольца, второе разрешение поступает от сигнализатора уровня конденсата и третье - при ручном открытии контрольного крана. Последнее разрешение дает конечный выключатель, срабатывающий при условии, если крышка автоклава полностью закрыта. Для этого крышку перед ее открытием поджимают. Усилие поджатия в автоклаве диаметром 3,6 м равно 78,5 кН.
При эксплуатации автоклавов необходимо соблюдать правила котельного надзора и техники безопасности для сосудов, работающих под давлением. Не менее одного раза в шесть лет производят гидравлические испытания на давление, превышающее рабочее на 25%. Каждый автоклав оснащается двумя предохранительными клапанами и манометрами, на циферблатах которых выделено красной краской предельное рабочее давление. После каждого цикла работы крышки автоклава подвергают проверке. При неисправности хотя бы одного болта крышки работа автоклава прекращается.
Схема системы управления автоклавом
Используемый электронный регулятор, подключается к микроЭВМ, при этом реализация регулирования физических величин осуществляться по программе. Это позволяет существенно улучшить качественные характеристики процесса автоклавной обработки.
Функциональная схема системы управления (СУ) автоклавом представлена на рисунке 8.
В систему входят:
ЗУ - задающее устройство;
РЕГ - регулятор;
ИМ - исполнительный механизм (тепловой электронагреватель, управляемый электронным широтно-импульсным модулятором);
ОУ - объект управления (автоклав);
ЧЭ - чувствительный элемент (терморезистор);
ЦАП, АЦП - цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователи (обеспечивают согласование ЭВМ с другими элементами системы управления);
Tзад, 0C - заданная оператором температура пара;
T, 0C - действительное значение температуры пара в автоклаве;
Е (t) - рассогласование заданной и действительного значения температуры пара в автоклаве;
U (t) - напряжение, управляющее широтно-импульсным модулятором;
Q (t) - теплота, передаваемая нагревательным элементом воде (пару).
ЗУ, РЕГ и элемент сравнения реализуются программно. Управление в системе производится по отклонению температуры от заданного значения.
Программный способ управления позволяет добиться точного поддержания не только температуры в процессе автоклавной обработке, но и времени прогрева и подъема температуры пара (воды) до необходимой температуры. Всё перечисленное требуется для строгого соблюдения установленного технологической инструкцией режима.
Рисунок 8. Функциональная схема системы управления (СУ) автоклавом
- Силикатный кирпич – «белые страницы».
- 3. Конструкция и принцип действия основного технологического оборудования производства силикатного кирпича.
- Раздел XI Оборудование для производства силикатного кирпича Состав основного оборудования линии для производства силикатного кирпича
- 4.6.1. Производство силикатного кирпича
- Силикатный кирпич
- Силикатный кирпич
- Силикатный кирпич
- Основные сведения о производстве силикатного кирпича
- Автоклавные силикатные материалы. Силикатный кирпич
- 6.2. Конструкция оборудования для производства силикатного кирпича