logo
Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве

3.Информационное производство: определение, классификация, характеристика основных элементов

Развитие науки и техники как элементов производительных сил, а также производства инициировало процесс общественного разделения труда, который, в свою очередь, привел к специализации, а затем и к обособлению (в рамках коллективного производства и использования знаний) конкретного труда по обеспечению обращения научных и деловых знаний в общественном производстве. Из сфер деятельности, в которых используются, а следовательно, и производятся эти знания, выделилось информационное производство, направленное на подготовку информационных продуктов и оказание информационных услуг в целях снабжения на основе обмена результатами деятельности всех заинтересованных подразделений общественного производства. Информация, содержащаяся в информационных продуктах и услугах и принимающая форму потребительных стоимостей и полезных эффектов труда в вещественной и невещественной форме, выступает сегодня средством практически любого труда, и ее можно соотнести с теми из материальных условий этого труда, без которых он может существовать лишь в несовершенном виде.

Развитие информационного производства было вызвано возрастающими потребностями научно-технического прогресса по мере охвата им наряду с наукой и техникой самого производства и процессов управления им. Рост этих потребностей был связан с передачей информационной деятельности все большего числа рутинных функций информационно-коммуникативного процесса, которые ранее выполняли сами творческие работники. Теперь они стали пользоваться услугами информационного производства, что, естественно, повысило требования к информационным продуктам и услугам, к обеспечению тематической и проблемной полноты информации, ее географической широты, а также видового (по видам документов) охвата.

Таким образом, общественная потребность обусловила выделение информационного производства в отдельный вид научного труда.

Информационное производство -- это организационно оформленная разновидность научного труда, которая заключается в сборе, ана-литико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленной в документах информации, а также в предоставлении этой информации всем нуждающимся в ней в соответствующее время и в удобной для них форме. Однако определение понятия «информационное производство» будет полным, если, помимо перечисленных процессов, отнести к нему и деятельность по созданию новой информации, то есть превращению научных знаний в научную информацию.

Итак, информационное производство представляет собой часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей. Информационная деятельность предусматривает выполнение следующих основных функций: сбор, переработка, хранение и поиск информации, распространение информационных продуктов и услуг.

Историческую роль в оформлении информационного производства в относительно самостоятельный вид деятельности сыграло наличие общественных потребностей в обмене продуктами научно-технической деятельности. На ранних стадиях развития науки и техники обмен осуществлялся в форме контактов производителей научно-технических результатов и потребителей. По мере развития общественных отношений, становления науки в качестве непосредственной производительной силы стали обнаруживаться ограниченные возможности такого рода обмена. Возникла необходимость специализации функции обмена. В настоящее время с помощью документальных источников информации обеспечиваются передача во времени и пространстве продукта информационного производства, его распространение среди потребителей. Благодаря научно-информационной деятельности акт обмена продуктами научно-технического творчества стал подразделяться на два этапа: этап документализации научно-технических идей, то есть превращения новых научных знаний и технических решений в научно-техническую информацию, и этап распространения, доведения этих результатов до потребителя.

За трудом исследователя, инженера, разработчика, производителя новых знаний и технических решений начинается деятельность по документализации, оформлению научно-технических результатов. Для специалистов в области документализации предметом труда являются научно-технические знания и решения, а продуктом труда -- документ, первичная научно-техническая информация. Научно-технический документ представляет собой материальный носитель, который содержит в себе научное знание или техническое решение, предназначен для обмена результатами научно-технической деятельности, передачи их во времени и пространстве от производителя к потребителю и используется в различных сферах общественной деятельности. К научно-техническим документам относятся статьи, книги, отчеты, описания открытий и изобретений, диссертации и т. п.

Процесс обретения научно-техническим продуктом документальной формы сопряжен с затратами живого и овеществленного труда по оформлению, оценке, обработке и тиражированию научно-технических результатов. Превращением научных знаний и технических решений в научно-техническую информацию занимаются работники редакций, издательств, типографий. Степень участия ученых, инженеров и разработчиков в подготовке, оценке и создании того или иного научно-технического документа определяется видом информационного источника, поступаемого в сферу обращения. Если научно-технический документ поступает в сферу обращения в рукописном виде, то вклад информационных работников по его созданию минимален по сравнению с подготовкой опубликованного научно-технического документа. Рукописный документ подготавливается и оценивается в основном в процессе НИОКР, тогда как на создание публикаций затрачивается труд не только исследователей и разработчиков, но и редакционно-издатель-ских и типографских работников. В сферу обращения в виде непубликуемых (рукописных) материалов поступают в основном результаты диссертационных исследований; в форме публикации -- все виды научно-технических произведений печати (научные статьи, книги, брошюры, тематические сборники и т. п.). Рукопись работы, подготовленная научным работником для издания типографским способом, передается автором в редакцию журнала или издательства. В редакции (или до передачи в редакцию) она проходит процедуру оценки -- рецензирование, а после положительных отзывов рецензентов подвергается редактированию. Высококвалифицированные редакторы, имеющие подготовку в соответствующей области науки и техники, а также обладающие знаниями в области лексики и стилистики, добиваются четкого изложения основной концепции автора, правильного истолкования и использования терминов, достоверности приводимых в работе фактов. После научно-литературного редактирования, вычитки рукописи и подготовки экземпляра для печати, согласования объема тиражирования, размера шрифта, формата набора, качества бумаги и т. п. рукопись передается в типографию.

Полученные таким способом источники первичной научно-технической информации распространяются через книготорговую сеть, поступают в общественное и личное пользование. Информационный поток, создаваемый только в отдельной области науки и техники, огромен, а слежение за всеми публикациями даже по узкой специальности сопряжено со значительными затратами времени. Поэтому в научно-информационной деятельности существует отдельное звено, которое занимается превращением научно-технических знаний в первичную научно-техническую информацию. Выполняют эти функции специалисты по аналитико-синтетической переработке информации. Предметом их труда являются источники первичной научно-технической информации, а продуктом -- вторичная, третичная и другие виды метаинформации (рефераты, аннотации, переводы, обзоры, библиографические описания и т. п.).

Аналитико-синтетическая переработка информации состоит в редуцировании первичных информационных материалов, подготовке сообщений, сигналов о первичных источниках и снижении информационного шума при распространении научно-технических результатов. В процессе аналитико-синтетической переработки первичной научно-технической информации не создается ни новых научных знаний, ни новых технических решений. Вторичная и другие виды метаинформации позволяют в компактной форме довести до потребителя сведения о полученных результатах научно-технической деятельности. Заканчивается процесс аналитико-синтетической переработки научно-технической информации выпуском сборников вторичных источников информации. Деятельность по аналитико-синтетической переработке информации направлена на сокращение времени пoльзoвaтeлeJ на информационные процессы.

Первичные и вторичные источники информации появляются как продукты разных видов труда: первичные -- труда по производству и документализации, вторичные -- труда по аналитико-синтетической переработке и документализации.

Первичная информация, по определению, отражает познанные закономерности свойства и явления, закономерности развития природы, общества и мышления, вторичная же, хотя и имеет в качестве исходного объекта своего отражения внешний мир, но отражает его посредством первичной информации. И если первичная научно-техническая информация есть непосредственное отражение объективной действительности, то вторичная научная информация есть информация об информации, или отражение отражения.

В силу различия социально-экономических целей получения первичной и вторичной информации последняя существует в отличном от первичной информации виде. Вторичная информация существует в виде библиографий, аннотаций, рецензий, рефератов, переводов, обзоров первичных источников. Исторически ранними формами вторичной информации были библиографические описания, аннотации, более поздними -- рефераты, переводы, обзоры. В настоящее время наибольшую часть потоков вторичной информации составляют рефераты и библиографии, распространяемые как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Объемы этих видов вторичной информации настолько возросли, что по многим областям науки выпускаются свои публикации -- реферативные журналы. Вторичная информация, как и первичная, поступает в обращение, публикуется и распространяется по тем же информационным каналам, что и первичная. Первичные и вторичные источники информации поступают в хранилища, где они классифицируются, кодируются, выдаются по запросам потребителей.

В информационном производстве используется информационная техника -- технические средства, способствующие повышению эффективности и качества информационных услуг, удешевлению и ускорению информационного обслуживания. К ним относятся технические средства сбора, хранения и передачи научно-технической информации, устройства ввода и вывода, системы обработки данных, копировально-множительная техника, средства реализации информационно-поисковых и информационно-логических систем, современные электронно-вычислительные машины, полиграфическое оборудование. Создание интегральных информационных систем позволило при однократном индексировании и реферировании научных документов, преобразовании полученных данных в машиночитаемую форму обеспечить использование одних и тех же источников для удовлетворения разнообразных информационных потребностей. В таких информационных системах успешно выполняются все основные виды информационных работ: избирательное распространение информации, подготовка сигнальной информации, издание реферативных журналов с указателями, ретроспективный поиск и т. п.

Поскольку средства информатики вносят существенные изменения в состав и содержание системы общественного производства, становятся ее органической частью, постольку информатика, ее отрасли становятся частью организационной структуры народного хозяйства, вносят существенные изменения в состав и содержание ее компонентов.

Экономической наукой (отечественной и зарубежной) не выработано единой трактовки понятия информационной сферы общественного производства. Для ее обозначения используются различные термины: «информационная экономика» (information economy), «производство знаний» (knowledge industry), «информационная отрасль» (information industry) и др.

Автор концепции информационной отрасли как «производства знаний» Ф. Махлуп определяет эту часть экономики в качестве совокупности различных объектов, производящих знания, информационный товар и услуги как для себя, так и для других. Он вводит новое понятие «сфера производства и распространение знаний». Знание есть «что-то известное кому-то», а производство знаний -- это процесс, посредством которого «кто-то узнает что-либо, ему до того неизвестное», даже если это известно другим.

«Производство знаний», по Ф. Махлупу, включает различные виды человеческой деятельности, которые объединяются в пять групп: научные исследования и разработки, образование, средства массового общения, информационные машины, информационные услуги. В этом производстве заняты представители различных специальностей: «творцы оригинальных знаний», анализаторы, передатчики, преобразователи и интерпретаторы информации.

В 1977 г. в США был завершен выпуск девятитомного издания под названием «Экономика информации». Авторы этого исследования к информационной сфере экономики относят восемь крупных отраслей: производство знаний, распространение знаний, страхование, переработка и передача информации, информационные товары (от авторучки до ЭВМ), отдельные виды деятельности правительственных учреждений, здания, контрольное и деловое оборудование и мебель.

В конце 1970-х годов М. Порэт значительно усовершенствовал концепцию информационной экономики и разработал методологию ее всестороннего анализа. В основу своей концепции он вводит понятие «информационная деятельность». Информация, по М. Порэту, есть данные, которые организуются и передаются. Информационная деятельность включает все ресурсы, потребляемые в производстве, обработке и распределении информационных товаров и услуг.

В информационной экономике как части национальной экономики М. Порэт выделяет две сферы: первичную, включающую отрасли, для которых информационная деятельность является определяющей, и вторичную, включающую отрасли, для которых информационная деятельность является вспомогательной.

Первичная сфера информационной экономики производит товары и услуги, связанные с производством, обработкой, распределением и передачей информации. Эта часть экономики обеспечивает технологическую основу информационных процессов и включает товары и услуги, которые непосредственно переносят информацию (например, книги), а также прямо используются в производстве, обработке и распределении информации (например, ЭВМ).

В первичную сферу информационной экономики М. Порэт включает следующие виды деятельности: производство знаний и изобретательство; распределение информации и связь; страхование; координационные отрасли; обработку информации; производство информационных товаров; управленческую деятельность; информационную структуру. Вторичная сфера информационной экономики охватывает отрасли, в которых информационная деятельность осуществляется при производстве «неинформационных» товаров и услуг.

Информационных работников М. Порэт подразделяет на следующие четыре группы:

-- производители информации, создающие новую информацию или подготавливающие уже существующую для использования в удобной для потребителя форме; научные работники, «сборщики» информации в научно-технической деятельности, «производители» рыночной информации, консультативные организации;

-- обработчики информации, получающие данные и реагирующие на полученные данные: административный и управленческий персонал, персонал, осуществляющий контроль и диспетчеризацию, клерки;

-- распределители информации, занимающиеся передачей информации: преподаватели, работники связи;

-- информационная инфраструктура, включающая виды деятельности, связанные с обслуживанием информационной технологии.

В отечественной литературе уже высказывались предложения отнести те или иные виды информационной деятельности к той или иной специфической отрасли народного хозяйства. Так, например, академик В. М. Глушков в 1977 г., практически одновременно с введением М. Порэтом термина «информационная экономика», ввел в отечественную науку понятие «индустрия переработки информации», а К. В. Казанцева называет информационными отраслями народного хозяйства научно-информационную деятельность и системы научно-технической документации.

Что касается нашего подхода к решению названной проблемы, то мы уже определили информационную экономику как информационную сферу народного хозяйства. Видами информационной деятельности являются производство информации, распределение и распространение информации, потребление информации, обслуживание информационной деятельности.

Указанные виды информационной деятельности реализуют информационные работники следующих обобщенных профессий: производители информации; распределители и распространители информации, потребители информации; работники, обслуживающие основную информационную деятельность. Перечисленные виды информационной деятельности и профессий включают и более «узкие» сферы деятельности и специальности.

Производители информации подразделяются на тех, кто:

-- создает информацию;

-- подготавливает уже существующую информацию для использования в форме, удобной для потребителя;

-- собирает и хранит информацию.

Распределители и распространители информации занимаются передачей и предоставлением информации потребителям. Среди них можно выделить работников, специализирующихся на передаче информации с использованием тех или иных видов информации и связи.

Потребители информации получают информацию и реагируют на нее.

Работники обслуживающих видов информационной деятельности занимаются обслуживанием информационной техники, информационной технологии и информационных систем.

Та или иная совокупность видов информационной деятельности образует те или иные специфичные виды информационного производства, которые могут переплетаться как сферы деятельности внутри информационных и «неинформационных» отраслей народного хозяйства.

В отраслевой структуре информационного сектора народного хозяйства прежде всего выделяется совокупность отраслей, где преобладающими (но не единственными) являются виды деятельности, относящиеся к производству информации -- отрасли информационного производства. Причем в отраслях информационного производства в зависимости от отношения тех или иных видов информационной деятельности к собственно производству информации можно выделить три группы более специфических информационных отраслей: производство информации как новых знаний; подготовка существующей информации к использованию в удобной для потребителя форме; накопление и хранение информации.

К первой группе информационных отраслей относятся такие традиционные сферы деятельности, как идеология и политика, искусство, наука, изобретательство и рационализация. Известно, что все эти виды информационной деятельности представляют собой различные формы отражения действительности и общественного сознания.

Ко второй группе отраслей информационного производства, занимающихся подготовкой информации к потреблению (использованию), относятся такие традиционные сферы деятельности и виды производства, как издательство и полиграфия; радио-, теле-, кино- и фотопроизводство; проектирование и опытно-конструкторская деятельность. Все эти информационные отрасли не создают новой информации, однако с их участием производство информации получает определенное завершение. Например, новое научное знание оформляется в виде проектов и ОКР, новое знание в искусстве -- в виде радио- или телепостановок, кинофильмов, фоторабот и т. п.

Третья группа отраслей производства информации, занимающихся накоплением и хранением информации, объединяет такие отрасли человеческой деятельности и виды производства, как архивное и библиотечное дело, создание и ведение различных информационных фондов и т. п. С их участием производство информации получает также определенное завершение («продукция на складе»). Эту «продукцию со склада» доводят до потребителя информационные отрасли, входящие в состав следующей специфической совокупности отраслей первичного информационного сектора -- отраслей распределения и распространения информации. К этой совокупности отраслей можно отнести такие традиционные сферы деятельности, виды производства и отрасли народного хозяйства, как просвещение, образование, повышение квалификации кадров и консультирование; почту, телефон, телеграф, телевидение; театры и кинотеатры; систему научно-технической информации; книжную торговлю.

Отраслями -- потребителями информации, относящимися к первичной информационной сфере, являются управленческие структуры (включая аппараты управления министерств, предприятий, объединений и организаций, входящих во вторичный информационный сектор); политические и общественные институты; органы кредитования и государственного страхования.

Вспомогательные отрасли информационной сферы включают сферы деятельности и виды производств по обслуживанию основных информационных отраслей первичного информационного сектора и информационной деятельности отраслей вторичного информационного сектора. Это прежде всего отрасли, обслуживающие информационную технику, технологии и системы, а также их компоненты.

Таким образом, информационное производство представляет собой процесс преобразования информационных ресурсов в блага, прямо или косвенно служащие удовлетворению потребностей человечества. Каждый конкретный процесс производства информационных продуктов и услуг характеризуется определенным набором факторов и устойчивым соотношением между ними, что выражается в форме используемой технологии как определенной устойчивой комбинации факторов информационного производства. Информация становится основой средств производства, определяя ход производственных процессов, контролируя основные его этапы и компоненты и все больше занимает место предметов труда, ибо в ведущих странах доля затрат, связанных с информационными факторами, составляет больше половины общих производственных издержек. Важной чертой информационного производства является неделимость информации как предмета и средства труда. В компьютерных информационных технологиях информация выступает то предметом, то средством труда -- обрабатываемая и передаваемая информация служит орудием обработки и передачи новых знаний.

Несмотря на все возрастающую роль в общественном производстве, информационное производство не является самостоятельным, оно обеспечивает нормальную и эффективную работу других сфер деятельности и подразделений общественного производства, то есть выступает его инфраструктурным сектором. Услуги по преобразованию информации и обеспечению доступа потребителей к ней как раз и являются основными результатами информационного производства -- информационными продуктами и услугами.