Законодательная метрология и стандартизация

курсовая работа

1.1 Метрологическая деятельность

Метрологическая деятельность возникла и развивалась как деятельность прикладного характера, поэтому в значительной своей части она естественно участвует в общих рыночных отношениях, однако ее результаты должны отвечать особым требованиям «единства измерений»; в силу этого метрологическая деятельность является предметом правового регулирования, объектом воздействия права. Как известно, право - это система общеобязательных норм, на основе которых складываются определенные отношения - правовые отношения. Эти нормы устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, т.е. Осуществляется правовое регулирование метрологической деятельности. Государственная функция требует государственного управления, в свою очередь управление реализуется в определенной системе. Такой системой является национальная система измерений. Важнейшим звеном этой системы является «законодательная метрология».

Законодательная метрология - раздел метрологии, предметом которого является установление обязательных технических и юридических требований по применению единиц физических величин, эталонов, методов и средств измерений, направленных на обеспечение единства и необходимости точности измерений в интересах общества.(РМГ 29-99). Наличие в метрологии большого числа принципиальных положений, устанавливаемых по соглашению, отличает ее от других естественных наук.

Законодательная метрология как раздел метрологии включает комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, требований и норм, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений.

Законодательная метрология является нормативно-правовой основой метрологической деятельности. Современное состояние законодательной метрологии и перспективы ее развития связаны с отказом от всеобъемлющей нормативной регламентации, развитием самостоятельности, предприимчивости и инициативы, использованием высокоэффективных экономических методов управления в условиях перехода к рыночным отношениям.

Общей чертой многих применений метрологии является законодательный аспект, к примеру, когда появляется социальная необходимость защитить и продавца, и покупателя в случае коммерческой передачи товара или оказываемой услуги, или в том случае, когда измерения используются для применения санкций. И хотя детали могут сильно различаться, фактически все страны обеспечивают такую защиту через законодательную систему, и поэтому им необходим Закон по метрологии, который бы трактовал измерения с точки зрения законодательной приемлемости. Кроме того, в виду растущей важности международного аспекта во многих сферах деятельности, включающих измерения, национальный Закон по метрологии должен принимать во внимание глобальный аспект, насколько это возможно. Не следует забывать и о фискальной функции метрологии при сборе налогов в полном объёме (где есть измерения) и при получении государством прибыли от экспорта товаров в полном объёме.

Поскольку Закон является фундаментом законодательной метрологии, в документе достаточно подробно излагается её суть и значение для общества. Национальный закон по метрологии должен быть максимально коротким и простым, с достаточным количеством деталей для национальной политики в сфере измерений, и вместе с тем быть достаточно гибким, чтобы можно было вносить изменения в технологии и процедуры измерений не меняя сам Закон, оставляя детали постановлениям, нормативным документам и прочим актам. Закон по метрологии должен конкретизировать, какие есть в стране потребности связанные с метрологией, но не указывать, как их удовлетворять. Хотя общие потребности всех обществ приводят к множеству общих метрологических понятий, применяемых во многих странах, их терминология может отличаться в разных странах (даже в говорящих на одном языке), и поэтому важно ввести единый словарь для применения в Законе по метрологии. Все аспекты метрологии являются важнейшими элементами национальной инфраструктуры качества, в которую включены как государственные, так и частные организации. Именно поэтому мы сравниваем метрологию с воздухом, который не замечается, когда он есть.

Законодательная метрология - это деятельность в области измерений и процедуры использования структуры регулирующих органов и органов правоприменения в метрологии. Она включает все виды деятельности, на которые распространяются установленные в законодательном порядке требования к измерениям, единицам измерения, средствам измерений или системам и методам измерений; эти виды деятельности, осуществляемые органами государственной власти или от их имени, направлены на обеспечение соответствующего уровня доверия к результатам измерений, полученным в сфере, регулируемой государством. Законодательная метрология использует все достижения метрологии для получения соответствующих опорных эталонов и прослеживаемости и может касаться любой измеряемой величины через средства метрологии.

Законодательная метрология распространяется не только на торгующие стороны, но применяется также и для защиты отдельных лиц и общества в целом (например, для соблюдения законности, при измерениях в области здравоохранения и безопасности). Официальные органы власти должны уделять специальное внимание результатам измерений и опираться на эти результаты, особенно в тех случаях, когда при оценке результатов измерений возникает конфликт интересов и, следовательно, требуется вмешательство беспристрастного судьи. Необходимость законодательной метрологии особенно очевидна в тех случаях, когда участники рынка не организованы и/или недостаточно компетентны, либо их деятельность не достаточно сбалансирована. Законодательная метрология обычно включает положения, касающиеся единиц измерения, результатов измерений (например, применительно к стасованным товарам в упаковках), средств и систем измерений. Этими положениями охватываются законодательные обязательства, относящиеся к результатам измерений и средствам измерений, а также к законодательному контролю, осуществляемому Правительством или по его поручению.

Купля и продажа товаров и услуг включают взвешивание или измерение количества и/или качества продуктов, а также фасованных товаров в упаковках с указанием массы, количества или объема содержимого, равно как и измерения при оказании услуг (например, измерение времени, расстояния). Области регулируемой ответственности Правительства распространяются также на законы в области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды. Несмотря на то, что эти функции различаются по своей природе, общее у них то, что соответствие закону зависит от результатов измерений. Следовательно, процесс измерений напрямую относится к сфере интересов Правительства. Обеспечение этой деятельности законами и регламентами, осуществление контроля за измерениями посредством надзора за рынком, развитие и обеспечение инфраструктуры, способной поддерживать точность этих измерений (например, на основе прослеживаемости), играет важную роль в работе Правительства.

Область применения правил законодательной метрологии (например, о видах измерений и типах средств измерений или систем, являющихся объектами законодательных требований) будет зависеть от тех рынков, которые важны для экономики, от категорий пользователей, которые Правительство считает необходимым защитить, и от способности этих пользователей защитить себя от злоупотреблений.

Законодательная метрология включает четыре основных вида деятельности:

- установление законодательных требований;

- контроль/оценка соответствия этим требованиям товаров и видов деятельности, подлежащих регулированию;

- надзор за товарами и видами деятельности, подлежащих регулированию;

- обеспечение необходимой инфраструктуры для получения достоверных результатов измерений.

С 26.06.2008 законодательная власть России ввела в действие Закон Российской Федерации № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», который стал актом, обладающим высшей юридической силой в сферах измерительного дела. Он установил правовое регулирование наиболее важных отношений. В этих условиях конкретизация основных положений Закона возлагается на акты правотворчества - подзаконные акты или нормативные документы законодательной метрологии. В соответствии с положениями юриспруденции эти документы являются актами органов исполнительной власти. Закон установил, что таким органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство осуществляет также контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.Ранее Госстандарт России разработал и ввел в действие около сорока нормативных документов по обеспечению единства измерений. Новое типовое положение о метрологической службе представляет ПР 50-732-93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц». В условиях рыночных отношений весьма полезны правила ПР 50.2.015-02 «ГСИ. Порядок определения стоимости (цены) метрологических работ». Требования к головным и базовым организациям по метрологии, а также установление их компетентности регламентируются ПР 50.2.008-94 «ГСИ. Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологических служб государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц.Ранее проводившиеся государственные испытания средств измерений заменены испытаниями с целью утверждения типа; их новый порядок установлен в: ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений», МИ 2146-98 «ГСИ. Порядок разработки и содержание программ испытаний средств измерений для целей утверждения их типа», ПР 50.2.010-94 «ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний и порядок их аккредитации», ПР 50.2.011-94 «ГСИ. Порядок ведения Государственного Реестра средств измерений».

Для упорядочения деятельности по калибровке средств измерений Госстандарт России создал «Российскую систему калибровки», ее документы: ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ», ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», Р РСК 001-95 «РСК. Типовое положение о калибровочной лаборатории», ПР РСК 002-95 «РСК. Калибровочные клейма».

С 1 июля 1997 г. введен новый ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений», ПР 50.2.013-97 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов». Определенные виды метрологической деятельности в соответствии с Законом требуют лицензирования. Надзор за метрологической деятельностью, выполнением метрологических правил и норм осуществляется в соответствии с ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм», ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций», ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже», МИ 2304-94 «ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц».

Кроме перечисленных документов разработан ряд рекомендательных материалов: МИ 2357-95 «ГСИ. Порядок разработки и реализации программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства, важнейших научно-технических проблем»; МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении. Методика и порядок проведения работ»; МИ 2386-96 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний в центрах (лабораториях), осуществляющих сертификацию продукции и услуг. Методика проведения работ»; МИ 2427-97 «ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях».

В условиях законодательного принципа управления метрологической деятельностью целесообразно изучить также Временные методические указания «ГСИ. Применение юридических санкций за нарушение метрологических правил и норм, а также Р 50.1.009-96 «Рекомендации по стандартизации. Порядок рассмотрения органами Госстандарта России дел об административных правонарушениях».

Анализ: Законодательная метрология охватывает все стороны метрологической деятельности: от международного уровня до уровня руководства отдельными предприятиями и их подразделениями.

Поскольку конечной целью законодательной метрологии является обеспечение доверия к результатам измерений с помощью законодательных предписаний для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, то потребности и требования к результатам измерений должны рассматриваться до установления потребностей и требований к средствам измерений.

Делись добром ;)