logo search
Пособие Пошарникова 1 часть 03

Технология разработки лесосеки

  1. Валка деревьев – бензопила МП-5 «Урал-2».

  2. Обрубка сучьев – бензопила «Тайга 214» и топором.

  3. Трелевка хлыстов – трактор ТТ-4М.

  4. Раскряжевка на сортименты – бензопила МП-5 «Урал-2».

  5. Погрузка сортиментов – автокран КС-2561.

В ходе проведения работ по заготовке древесины осуществляется разметка в натуре границ погрузочных пунктов, трасс магистральных и пасечных волоков, дорог, производственных, бытовых площадок и их размещение.

Общая площадь под погрузочными пунктами, производственными и бытовыми объектами должна быть минимальной и составлять от общей площади лесосеки: на лесосеках площадью более 10 га – не более 5% при сплошных рубках, не более 3% – при выборочных рубках; на лесосеках площадью 10 га и менее – при сплошных рубках с последующим возобновлением – до 0,4 га, при сплошных рубках с предварительным возобновлением и при постепенных рубках – 0,3 га, выборочных рубках – 0,25 га. На лесосеках сплошных рубок площадью более 10 га, где ведется трелевка деревьев и хлыстов, для создания межсезонных запасов древесины общая площадь погрузочных пунктов, производственных и бытовых площадок должна составлять не более 15 процентов от площади лесосеки, с повреждением почвы – не более 3 процентов.

Размещение трелевочных волоков (технологических коридоров) осуществляется по намеченным трассам (визирам) с максимальным использованием промежутков между оставляемыми деревьями (в т.ч. подростом), для чего допускается плавное отклонение оси коридора от прямой с вырубкой минимально необходимого количества деревьев.

Общая площадь трасс волоков и дорог должна составлять при сплошных рубках не более 20 процентов, при выборочных – не более 15 процентов от площади лесосеки. На лесосеках сплошных рубок, проводимых с применением многооперационной техники, допускается увеличение площади под волоками до 30% общей площади лесосеки. При рубках в горных условиях ширина трасс волоков для самоходных канатных установок не должна превышать 10 м. Пасечные волоки закладываются по горизонталям.

Объем древесины, вырубаемой при размещении погрузочных пунктов, трасс магистральных и пасечных волоков, дорог, производственных и бытовых площадок, учитывается при определении общей интенсивности выборочных рубок.

В лесах с влажными почвами любого механического состава, а также свежими суглинистыми почвами трелевка древесины в весенний, летний, осенний периоды допускается только по волокам, укрепленным порубочными остатками.

Трелевка древесины на склонах крутизной свыше 20 градусов осуществляется канатными установками или с использованием летательных аппаратов. Трелевка древесины тракторами в указанных условиях не допускается.

Разработка лесосек в лесах, произрастающих на многолетне-мерзлотных почвах, ведется преимущественно в зимний период при промерзшем верхнем слое почвы. При проведении рубок в данных природно-климатических условиях повреждение почвы с минерализацией ее поверхности не допускается.

На участках выборочных рубок количество поврежденных деревьев не должно превышать 5% от количества оставляемых после рубки. К поврежденным относятся: деревья с обломом вершины; сломом ствола; с наклоном на 10 градусов и более; повреждением кроны на одну треть и более ее поверхности; обдиром коры на стволе, составляющим 10 и более процентов окружности ствола; с обдиром и обрывом скелетных корней.

Прежде всего, производят уборку («приземление») сухостойных, гнилых, зависших, ветровальных и других опасных деревьев на всей площади лесосеки и в полосе по оси лесовозной дороги шириной не менее 30 м. Зависшие деревья стягивают за комель, используя лебедку трактора или ручные лебедки, рычаги, натяжные приспособления и полиспасты. Спиливают опасные деревья также бензомоторными пилами с соблюдением всех мер безопасности. Для уборки опасных деревьев создают специальные подготовительные бригады. При машинной валке опасные деревья спиливают и приземляют машиной в процессе разработки лесосеки.

В период подготовительных работ производят разбивку лесосек на делянки и далее на пасеки, ограничивая их затесами на деревьях или визирами, а также намечают трассы трелевочных волоков. Подготовка трелевочных волоков заключается в их разметке, спиливании деревьев по всей ширине волока и трелевке товарных валежных деревьев. При необходимости волоки выстилают сучьями (на заболоченных участках), а на зимних лесосеках производят проминку снега.

Состав и объем работ при подготовке лесопогрузочных пунктов (лесных верхних складов) устанавливают в зависимости от типа технологического процесса и вида применяемых машин, механизмов и оборудования на трелевке и погрузке. Устанавливают места для устройства погрузочных пунктов в натуре, увязывая их с разрубкой трасс усов. Производят разрубку площадки для установки погрузочного оборудования, расчистку ее от валежника, кустарника, валунов, На площадке спиливают пни заподлицо с землей, укладывают подштабельные основания. Производят также разрубку зоны безопасности, используя для этого комплексные бригады. После подготовки площадки рабочие лесозаготовительных бригад или специальные подготовительные бригады производят монтаж погрузочного оборудования, а при погрузке сортиментов в работы по подготовке верхнего склада включают устройство раскряжевочной эстакады, сортировочного пути (транспортера), подштабельных мест и подкрановых путей.

Одновременно с устройством погрузочных пунктов осуществляют обустройство мастерских участков. Под этим понимают установку вспомогательного оборудования на лесосеке, а также само оборудование. Поскольку обустройство мастерского участка непосредственно связано с выполнением вспомогательных работ, этот вопрос целесообразно более подробно рассмотреть при характеристике вспомогательных работ.

Еще до прихода комплексных бригад на лесосеку должен быть подведен лесовозный ус. Лишь в этом случае возможна правильная организация выполнения основных операций на лесосеке. Направление, протяженность и очередность строительства усов устанавливается после отвода лесосек. Трассирование усов должно быть увязано с принятой технологией разработки лесосек, при этом должна учитываться возможность использования существующей сети усов. При строительстве усов должна предусматриваться возможность равномерного размещения лесопогрузочных пунктов (лесных верхних складов), достижения минимального расстояния трелевки, удобного обустройства мастерского участка. Тип уса выбирают в зависимости от почвенно-грунтовых условий, типа лесовозного транспорта, вида вывозимой древесины, наличия дорожно-строительного оборудования и материалов. Для прокладки уса разрубают дорожную полосу шириной 8 м и зону безопасности шириной 25 м. Направление трассы уса выбирает лесопользователь вместе с мастером леса и дорожным мастером. Строят усы дорожно-строительные бригады под руководством дорожного мастера или мастера подготовительных работ.

Трудозатраты на выполнение подготовительных работ различны и зависят от технологических и организационных факторов. В общем, объеме трудозатрат на лесосеке подготовительные работы составляют 5...8 %. Общая трудоемкость подготовительных работ при разработке лесного годичного фонда зависит от почвенно-грунтовых условий, рельефа местности, степени захламленности лесосек, принятого технологического процесса и выбранной системы машин, уровня механизации подготовительных работ, типа лесовозного уса и других факторов.

Трудовые затраты на подготовительные работы при разработке лесного годичного фонда определяют по формуле

где  – годовой объем лесозаготовок;

 – площадь одной лесосеки;

 – запас древесины на 1 га;

, ,  – трудозатраты, соответственно на подготовку лесосеки, на подготовку лесопогрузочных пунктов или лесных верхних складов и на строительство лесовозного уса. В данной формуле отдельные виды трудовых затрат отнесены к одной лесосеке. Можно также определять общие трудовые затраты, исходя из удельных трудовых затрат, отнесенных к 1 га лесосеки.

Целесообразно стремление к снижению трудовых затрат на выполнение подготовительных работ, так как в этом случае повышается эффективность производственного процесса в целом. Этому может способствовать, в частности, дальнейшая машинизация основных операций. Например, применение валочно-пакетирующих машин позволяет отказаться от уборки опасных деревьев. При механизации самих подготовительных работ также можно добиться снижения трудовых затрат.