Пневматические системы
Назначение газовых систем
Пневматические системы предназначены для обеспечения пневматической энергией различных подсистем механизации управления взлетом и посадкой, обеспечения жизнедеятельности экипажа, создания условий работы оборудования, которые нуждаются в автономных бортовых источниках энергии.
Одним из таких источников энергии является сжатый газ (воздух, азот и др.) в баллонах, расположенных в самолете. Такой источник энергии имеет ряд преимуществ перед другими по определяющим параметрам.
1.Высокий уровень потенциальной энергии, готовый к действию независимо от других видов энергии. Энергия сжатого газа используется как на земле так и в полете. На земле — для управления и торможения самолета при его перекатке, механизации работ (открытия фонаря, грузовых люков и т.д.). Баллоны заряжаются газом под давлением 15...35 МПа.
2.Высокая силовая напряженность газовых систем. Рабочее давление в сети до 35 МПа.
3.Быстродействие газовой системы достаточно высокое. Оно определяется в основном длиной трубопроводных магистралей.
4.Полная пожаробезопасность.
В газовых системах самолетов при давлении 15 МПа применяется воздух, при больших давлениях до 35 МПа — азот.
Обычно в газовых системах используются сухие газы, очищенные от механических примесей во избежание засорения системы механическими частицами, что может вызвать нарушение герметичности клапанов. Наличие влаги внутри системы может привести к коррозии, а главное — к образованию льда при понижении температуры газа ниже 0°С за счет его расширения при снижении давления или за счет охлаждения окружающей средой.
Вместимость баллонов сжатого газа определяется теми задачами, которые выполняет газовая система. Для повышения компактности газ находится в нескольких круглых баллонах, соединенных общей газовой магистралью. Для повышения надежности газовая система разделяется на полностью автономные подсистемы со своими баллонами и исполнительными механизмами. Это относится к аварийным системам, выполняющим часть функций основной системы, при полном отказе основной системы.
Обычно баллоны заряжаются сжатым газом от наземных стационарных или перевозочных установок, но на больших самолетах имеется иногда автономный компрессор для подачи давления к газовым системам, который имеет привод от двигателей или от электрической сети самолета.
Контроль за наличием газа в баллонах осуществляется манометрами, установленными в кабине летчика и других местах, удобных для обзора техническим персоналом. Герметичность кранов и клапанов должна быть очень высокая, чтобы избежать потерь сжатого газа в полете, после срабатывания агрегатов системы при взлете или в полете. Обычно применяются электроклапаны кратковременного действия, которые по электрическому сигналу открывают доступ сжатого газа к исполнительному механизму, а после срабатывания механизма электрокран вновь перекрывает подачу газа.
Преобразование энергии давления газа в механическую работу обычно происходит в пневматических цилиндрах, в которых сжатый газ преодолевает противодействие на штоке поршня внешних нагрузок и сил трения соединения поршня с цилиндром. Так как в отличие от жидкости газ сжимаем, то ход поршня пневмоцилиндра равномерным получить нельзя. Скорость хода штока пневмоцилиндра будет определяться скоростью заполнения цилиндра газом, противодавлением со стороны штока и силами трения в цилиндре. Силы трения покоя больше силы трения движения, поэтому даже при медленной подаче газа поршень будет перемещаться рывками, неравномерно, в отличие от гидроцилиндра, в котором скорость движения поршня зависит только от скорости заполнения жидкостью цилиндра. Поэтому в газовой системе все цилиндрово-поршневые механизмы имеют только два рабочих фиксированных положения: убрано или выпущено.
Роторные механизмы не применяются из-за ограниченного запаса газа на самолете.
Сжатый газ в системе редуцируется до нужного давления, при котором работает потребитель, при необходимости газ редуцируется на изменяемое по величине давление для управления каким-либо процессом, например торможением колес.
Сжатый азот применяется для заполнения надбакового пространства в целях недопущения взрывоопасной концентрации паров топлива с кислородом воздуха. Эта проблема особенно важна для сверхзвуковых самолетов, где корпус самолета, а следовательно, и топлива в баках подвергаются аэродинамическому нагреву, кроме того, соседство топливных баков с двигателями также приводит к нагреву топлива и повышению взрывоопасности.
Сжатый газ применяется для поддавливания радиоблоков; повышения высотности работы радиооборудования; поддавливания гидробаков в целях предотвращения кавитации гидронасосов; заполнения шлангов герметизации откидной части фонаря, люков и т.д.; выдавливания антиобледенительной жидкости в зону образования льда и т.д.
Массовая отдача электрических аккумуляторов составляет 0,01 кг/кВт, в то время как массовая отдача заряженных газовых баллонов составляет 0,5 кг/кВт, т.е. запасенной энергии на 1 кг массы в электрических аккумуляторах значительно больше, чем в газовых баллонах. Но исполнительные механизмы газовых систем — пневмоцилиндры значительно легче и дешевле исполнительных электросиловых приводов, поэтому массовая отдача системы с аккумулированной энергией сжатого газа и исполнительными механизмами в виде пневмоцилиндров выше, чем электрической системы с аккумуляторами и электромеханическими исполнительными механизмами. Кроме того, баллоны и пневмоцилиндры просты в эксплуатации и дешевле при изготовлении.
Все это создало условия для широкого применения газовой системы на самолете в качестве энергетической системы, обеспечивающей работы механизмов при неработающих двигателях. Автономность газовой системы обусловила ее применение в качестве дублирующей и аварийной систем, повышающих надежность самолета. Заправку газовых систем самолета производят азотом или воздухом, отвечающим техническим данным. Азот газообразный по ГОСТ 9293-74 получается из атмосферного воздуха способом глубокого охлаждения. Газообразный азот - инертный газ без цвета и запаха, плотностью 1,250 кг/м3 при 0°С и давлении 101,3 кПа. Объемная доля кислорода не более 1%. Массовая концентрация водяных паров в газообразном азоте при 20 °С и 101,3 кПа не более 0,02 г/м3, что соответствует осушенности до точки росы — 35°С и ниже, замеренной при давлении 15 МПа и выше. Сжатый воздух получают из атмосферного, очищают и осушают до точки росы, как и азот газообразный.
1 кГ/см2 = 98,065 Па.
1 Па = 0,000010 кГ/см2
1 МПа = 10,1972 кГ/см2
- Методическое пособие
- Измерители высоты полета
- Приемники и магистрали воздушных давлений не самолете
- Измерители скоростей полета
- Указатель числа м.
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Раздел 6 Средства контроля за работой оборудования бортовых систем;
- Средства объективного контроля (сок)
- Бортовые регистраторы полетной информации
- Принцип работы сок
- Раздел 7
- Система управления самолетом
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Подканал синхронизации предкрылков
- Управление стабилизатором
- Автоматическое управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Назначение, состав системы управления выпуском и уборкой шасси
- Гидравлические системы самолетов
- Гидравлическая система характеризуется:
- Характеристики рабочих жидкостей
- Гидравлические насосы и двигатели
- Силовые цилиндры
- Конструктивные узлы силовых цилиндров
- Гидравлические следящие устройства
- Распределительные устройства
- Фильтрация жидкостей
- Пневматические системы
- Воздушная система. Общие сведения.
- Пневматический привод
- Агрегаты гидросистем:
- Автопилот
- Автопилоты принято классифицировать по следующим основным признакам.
- Раздел 8
- Высотное, защитное и специальное оборудование
- Летательных аппаратов
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- 1.Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- 2.Боли в суставах и тканях организма.
- 3. Взрывная декомпрессия.
- 4. Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Кислородная система.
- Кислородный прибор кп-24м
- Средства для защиты от огня и дыма кабины и людей
- Высотное снаряжение
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм
- Тепловые противообледенительные системы.
- Обогрев всу.
- Системы пожаротушения
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Система обнаружения дыма
- Ручные огнетушители.
- Аварийные ситуации на борту вс и факторы угрозы для пассажиров и членов экипажа.
- Пожар на борту вс и его последствия.
- Разгерметизация кабин вс.
- Аварийная посадка на сушу и на воду.
- Бортовое аварийно-спасательное оборудование (басо)
- Состав acо:
- Средства размещения и фиксации людей.
- Аварийная маркировка (наружная и внутренняя).
- Аварийное освещение.
- Бортовые средства эвакуации людей (надувные трапы, жёлоба).
- Индивидуальные и групповые плавсредства.
- Надувные трапы.
- Раздел 9 Компоновка бортового оборудования на летательных аппаратах
- Выбор оборудования, входящего в навигационно-пилотажный комплекс
- Внутренние и внешние связи комплексов
- Компоновка оборудования в кабинах экипажа
- Специальные отсеки для оборудования
- Способы отвода тепла из тех-отсеков
- Список литературы
- Раздел 5