logo search
Л- 9 СТиПРС

Многоковшовые экскаваторы

Многоковшовые экскаваторы, непрерывно разрабатывающие и транспортирующие грунт в отвал или на транспорт, являются экскаваторами непрерывного действия. К ним относятся цепные и роторные траншейные (рис.1 а, б), карьерные, шнеко- и плужно-роторные, двухроторные каналокопатели, экскаваторы-дреноукладчики и роторные стреловые.

Экскаваторы непрерывного действия оснащены непрерывно копающим рабочим органом, цепным или роторным, рабочие элементы которого один за другим разрабатывают грунт и выносят его к транспортирующим устройствам. Рабочими элементами являются ковши, скребки или резцы. Они бывают продольного и поперечного копания, а иногда и радиального копания.

Рис.. Многоковшовые цепные (а) и роторные (б) экскаваторы

1 - ходовая часть; 2 - двигатель; 3 - цепная передача; 4 - бункер; 5 - ковши; 6 - ковшовая цепь; 7 - ковшовая рама; 8 - транспортер; 9, 10 - механизмы для подъема и привода рабочего органа; 11 - ковшовый ротор

Дополнительный материал

Фронтальные одноковшовые погрузчики

Рабочий процесс фронтального погрузчика, оборудованного ковшом, включает следующие операции: перемещение погрузчика к месту набора материала с одновременным опусканием ковша, внедрение ковша в материал напорным усилием машины, подъем ковша со стрелой, транспортирование материала к месту разгрузки ковша опрокидыванием.

По типу ходового устройства фронтальные одноковшовые погрузчики разделяют на гусеничные (на базе серийных гусеничных тракторов) и пневмоколесные (на базе серийных колесных тракторов, специальных самоходных колесных шасси). По способу осуществления поворота различают погрузчики с шарнирно-сочлененной рамой, со всеми управляемыми колесами, с бортовым поворотом. По кинематической схеме рычажной системы рабочего оборудования бывают погрузчики с Z-образной схемой (наиболее распространена), паралелллограммной и смешанной схемами. По типу трансмиссии различают погрузчики с гидромеханической (наиболее распространена), гидрообъемной и механической трансмиссией.

Современные одноковшовые фронтальные погрузчики представляют собой конструктивно подобные машины с Z-образной рычажной системой рабочего оборудования, которые базируются на специальных самоходных двухосных пневмоколесных шасси.

В СНГ одноковшовые фронтальные колесные погрузчики выпускают следующие предприятия: ОАО «Амкодор» (Республика Беларусь), ОАО «Погрузчик» (г. Орел), ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» («ЧСДМ»), ОАО «Михневский ремонтно-механический завод» («МРМЗ») (Московская обл.), Могилевский автомобильный завод (МоАЗ) (Республика Беларусь), ОАО «Донецкий экскаватор» (Ростовская обл.).

ОАО «Амкодор» выпускает широкую гамму одноковшовых фронтальных погрузчиков с единым объемно-пространственным решением, основные агрегаты которых (двигатели, коробки передач, ведущие мосты, рулевое управление, элементы гидросистемы, кабины оператора) и рабочее оборудование максимально унифицированы. Погрузочное оборудование имеет Z-образную рычажную схему с одним гидроцилиндром поворота ковша. Кинематика рабочего оборудования обеспечивает автоматический возврат разгруженного на максимальной высоте ковша в положение копания.

Погрузчики ОАО «Амкодор» базируются на специальных двухосных шасси с шарнирно сочлененной рамой, имеющих оба ведущих унифицированных моста; самоблокирующимися дифференциалами и гидромеханическую трансмиссию. Мосты оснащены одинарными большегрузными широкопрофильными шинами низкого давления с протектором повышенной проходимости.

Одноковшовый фронтальный погрузчик Амкодор-361 (рис. 2) грузоподъемностью 6 т предназначен для погрузочно-разгрузочных работ в карьерах с грунтом, сыпучими и кусковыми материалами плотностью до 2,5 т/м3, а также для транспортировки различных грузов и материалов на небольшие расстояния в строительстве.

Рис. 2. Одноковшовый фронтальный погрузчик Амкодор-361

Погрузчик Амкодор-361 базируется на самоходном пневмоколесном двухосном шасси с шарнирно сочлененной рамой 9, состоящей из двух полурам, угол поворота которых в плане может составлять ± 40°. На передней полураме монтировано погрузочное оборудование и жестко закрепленный передний мост 10. На задней полураме установлены: силовая установка 7, гидромеханическая трансмиссия, задний мост на балансирной раме и кабина оператора 6. Задний мост сможет качаться относительно продольной оси погрузчика, что обеспечивает высокие тягово-сцепные качества машины. Рабочее оборудование погрузчика включает: ковш 7, рычажную систему, состоящую из стрелы 2, коромысла 3 и тяг, и гидросистему привода. Основной ковш вместимостью 3,4 м3 имеет прямую режущую кромку шириной 3,09 м со съемными зубьями. Поверхности режущих кромок и зубьев покрыты износостойким сплавом.

Гидромеханическая трансмиссия базового шасси погрузчика включает гидротрансформатор, гидромеханическую коробку передач, редуктор отбора мощности, карданные валы, передний и задний унифицированные ведущие мосты. Редуктор отбора мощности обеспечивает передачу вращающего момента от двигателя к коробке передач и независимый привод гидронасосов рабочего погрузочного оборудования и гидравлического рулевого управления. Рулевое управление погрузчика со следящей гидравлической обратной связью включает гидравлический руль и два вспомогательных гидроцилиндра, с помощью которых происходит поворот полурам относительно друг друга. Гидросистема погрузочного оборудования обеспечивает управление стрелой и ковшом при выполнении рабочих операций и включает в себя: регулируемый гидронасос, распределитель, гидроцилиндр 4 поворота ковша, два гидроцилиндра 5 подъема и опускания стрелы. Управление погрузчиком ведется из кабины оператора.

Одноместная термо-вибро-шумоизолированная кабина с регулируемым креслом оператора оборудована системой ROPS, защищающей оператора от опрокидывания машины, и системой FOPS защиты оператора от падающих предметов. Кабина оснащена бортовым компьютером, электрическим переключателем передач и рукояткой управления гидрооборудованием.

Контроль параметров систем погрузчика осуществляется с помощью микропроцессорного щитка приборов с индикаторами на цветных жидких кристаллах с расширенными возможностями контрольных и защитно-блокировочных функций, которые дублируются аварийной световой и звуковой сигнализацией.

Погрузчик может быть оборудован импортными узлами: гидромеханической передачей фирмы «Занрадфабрик» (Германия), гидрооборудованием фирм «Рексрот» (Германия) и «Дэнфосс» (Дания).

Техническая характеристика одноковшовых фронтальных колесных погрузчиков ОАО «Амкодор» приведена в табл. 1.

Одноковшовые фронтальные колесные погрузчики ТО-18Б, ТО-28А производит также ОАО «МРМЗ».

ОАО «Погрузчик» (г. Орел) выпускает универсальные фронтальные ковшовые колесные погрузчики серии ПК: ПК-27-03-00, ПК-27-03-01 грузоподъемностью 2,7 т с ковшом вместимостью 1,35 м3; погрузчики ПК-33-02-00, ПК-33-02-01 грузоподъемностью 3,3 т с ковшом вместимостью 1,6 м3; погрузчик ПК-40-02-00 грузоподъемностью 4 т с ковшом вместимостью 1,95 м3; погрузчик ПК-60-01-00 грузоподъемностью 6 т с ковшом вместимостью 3 м3.

Погрузчики серии ПК подобны по конструкции и максимально унифицированы. Универсальность погрузчиков обеспечивается применением разнообразных сменных рабочих органов, таких, как ковш уменьшенной или увеличенной вместимости для тяжелых и легких грузов, монтажный крюк, грузовые вилы, двухчелюстной погрузочный ковш, отвал для снега, вилы с захватом, челюстной захват и др.

Для облегчения работы оператора выпускаются модификации погрузчиков ПК-27-03-01, ПК-33-02-01, ПК-40-02-01 с дополнительной гидросистемой для быстрой замены рабочих органов непосредственно с рабочего места оператора.

Погрузчики предназначены для погрузки—разгрузки пусковых и сыпучих материалов, штучных и тарных грузов, в том числе крупных и длинномерных для уборки строительного и другого мусора.

Ковшовые погрузчики ПК-27-02-00, ПК-40-02-00 и ПК-60-01-00 выпускает же ОАО «Михневский ремонтно-механический завод» («МРМЗ»).

Погрузчики серии ПК имеют гидромеханическую трансмиссию и шарнирносочлененную раму, оснащены двухконтурными ножными колодочными тормозами на все колеса, оборудованы гидрорулем и крупногабаритной термо-вибро-шумоизолированной кабиной с регулируемым и подрессоренным креслом оператора и оснащенной системой безопасности FOPS и ROPS.

Техническая характеристика ковшовых погрузчиков серии ПК ОАО «Погрузчик» приведена в табл. 2.

ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» («ЧСДМ») выпускает одноковшовые фронтальные колесные погрузчики: В-138 грузоподъемностью

3,5 т с ковшом вместимостью 2,1 м3, В-160 грузоподъемностью 3,8 т с ковшом вместимостью 3,4 м3; ТО-40С грузоподъемностью 6,2 т с ковшом вместимостью 3,4 м3; ТО-40С грузоподъемностью 7,2 т с ковшом вместимостью 4,15 м3. Погрузчики В-138 и ТО-40 имеют гидростатическую трансмиссии, погрузчик 160 — гидромеханическую. Техническая характеристика погрузчиков ЗВАО «ЧСДМ» приведена в табл. 3.

ОАО «Донецкий экскаватор» (Ростовская обл.) выпускает одноковшовый фронтальный колесный погрузчик ЗТМ-216А грузоподъемностью 3,5 т с ковшом вместимостью 1,7...2,0 м3. Трансмиссия погрузчика гидромеханическая.

МоАЗ (Республика Беларусь) выпускает одноковшовый фронтальный колесный погрузчик МоАЗ-40484 грузоподъемностью 7,5 т с ковшами вместимостью 3,7; 5,0; 6,5 м3. Рама погрузчика шарнирно-сочлененная, трансмиссия гидромеханическая.