logo search
СЭУ

5,, Показатели энергоэффективности и автономности сэу.

Показатели энергоэффективности (тепловой экономичности) СЭУ следующие:

— удельный расход топлива кг/(кВт*ч),

где GTy —суммарный расход топлива на СЭУ на основном рас­четном режиме, кг/ч (это расход топлива на движение судна и на технологические нужды, определяемые условиями перевозки груза, в частности па обработку и сохранение груза, а также на все виды обслуживания пассажиров и экипажа); ,—мощности, необходимые для работы вспомогательных механиз­мов ГЭУ и общесудовых потребителей;

— эффективный КПД установки

где низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг;

— эффективный КПД ГЭУ

где — суммарный расход топлива на ГД на обслуживающие их вспомогательные механизмы мощностью;

— пролульенвный КПД установки

Ориентировочные значения для различных типов СЭУ: 0,47—0,50 (ДУ с МОД и СОД); 0,30—0,38 (ПТУ); 0.40 0,42 (ГТУ водоизмещаюших транспортных судов с развитым ТУК).

На практике применяется показатель, который характеризует не только качество СЭУ, но и свойства гидродинамического ком­плекса корпус судна — движитель —двигатель. Он называется удельным расходом топлива на единицу пройденного пути (кг/милю):

Под автономностью СЭУ понимается суммарная продолжительность ходовых и стояночных режимов работы, обеспечивае­мая запасами топлива, масла и технической волы:

где и; — продолжительность ходовых и стояночных режи­мов работы, ч.В свою очередь время ходового режима

где Si — дальность плавания, мили при iходовом режиме со скоро­стью уз.

Характер и относительная про­должительность режимов работы СЭУ определяют различную авто­номность при одних и тех же энер­гетических запасах. В этой связи на практике часто используют та­кой показатель .как расчетная даль­ность плавания, который условно выбирают для одного наиболее характерного ходового режима при принятых запасах. Этот показатель определяет расстояние, которое может пройти судyо при скорости, соответствующей ха­рактерному ходовому режиму. Так, для судов наливных и перево­зящих массовые грузы режим полного хода — характерный.

Более сложно выбрать характерный режим, например, для транспортных рефрижераторов. Эти суда отличаются неболь­шими затратами времени на переходы, когда работают ГД. Время работы ГД в районе промысла и СТОЯНКИ в порту составляет не более 10—15% ходового времени переходов, а доля ра­боты постоянно работающих ВД достигает 65 69%. Для раз­личных тиков рефрижераторов эксплуатационное время состав лист 72,7—85,9% (если общее календарное время примять за 100%). Распределяется оно так: 18,6—35,0 (переходы ь район промысла а обратно), 18,6—28,0 (простои в районе промысла), 40,0—54,5% (простои н порту).

Для Грузовых транспортных судов автономность плавания обычно составляет 45—60 сут, а для промысловых — больше (60—120 для рефрижераторов, 104—149 для средних морозиль­ных траулеров, 125 для рыбопромысловых баз).