История развития навигационной системы глонасс
Развитие отечественной спутниковой радионавигационной системы (СРНС) ГЛОНАСС имеет уже практически 40-летнюю историю, начало которой положено, как чаше всего считают, запуском 4 октября 1957 года в Советском Союзе первого в истории человечества искусственного спутника Земли. Измерения доплеровского сдвига частоты передатчика этого ИСЗ на пункте наблюдения с известными координатами позволили определять параметры движения этого спутника.
Обратная задача была очевидной: по измерениям того же доплеровского сдвига при известных координатах ИСЗ определить координаты пункта наблюдения.
В то же время, как свидетельствует, первое научно-обоснованное предложение об использовании ИСЗ для навигации родилось в Ленинграде еще до запуска первого советского ИСЗ в период проведения под руководством профессора ШебшаевичаB.C. в Ленинградской военно-воздушной инженерной академии (ЛВВИА) им. А.Ф. Можайского в период с 1955 по 1957 г.г. исследований возможностей радиоастрономических методов для самолетовождения . Материалы исследований докладывались в октябре и декабре 1957 года на межведомственной конференции и семинаре .
Научные основы низкоорбитальных СРНС были существенно развиты в процессе выполнения исследований по теме ''Спутник" (1958-1959 г г.), которые осуществляли ЛВВИА им. А.Ф. Можайского, Институт теоретической астрономии АН СССР, Институт электромеханики АН СССР, два морских НИИ и Горьковский НИРФИ, Работы проводились с участием крупных специалистов по аналитической механике (член-корр. АН СССР А.И. Лурье) и расчетам орбит (проф. П.Б. Эльясберг). В коллективах этих организаций по проблеме активно работали М.М. Кобрин, Ю.В. Батраков, Е.Д. Голиков, В.П. Заколодяжный, Э.А. Жижем-ский, А.А. Колосов, Л.И. Кузнецов, В.Ф. Проскурин, А.Н. Радченко, Н.К. Сергеев, Б.А. Смольников, Е.Ф. Суворов, В.А. Фуфаев, Г.И. Черепанов, Е.П. Чуров, В.И. Юницкий и др.. Основное внимание при этом уделялось вопросам повышения точности навигационных определений, обеспечения глобальности, круглосуточности применения и независимости от погодных условий.
Проведенные работы позволили перейти в 1963 году к опытно-конструкторским работам над первой отечественной низкоорбитальной системой, получившей в дальнейшем название "Цикада".
Вот что писал в 1992 году о решении этой задачи Генеральный конструктор космических систем навигации и связи академик М.Ф. Решетнев:
"Полномасштабные работы по созданию отечественной навигационной спутниковой системы были развернуты в середине 60-х годов, а 27.11.1967 года был выведен на орбиту первый навигационный отечественный спутник" ("Космос-192").
В дальнейшем спутники системы "Цикада" были дооборудованы приемной измерительной аппаратурой обнаружения терпящих бедствие объектов.
Одной из центральных проблем создания спутниковой системы, обеспечивающей без- запросные навигационные определения одновременно по нескольких спутникам, является проблема взаимной синхронизации спутниковых шкал времени с точностью до миллиардных долей секунды (наносекунд), поскольку рассинхронизация излучаемых спутниками навигационных сигналов в 10 не вызывает дополнительную погрешность в определении местоположения потребителя до 10-15 м.
Решение задачи высокоточной синхронизации бортовых шкал времени потребовало установки на спутниках высокостабильных бортовых цезиевых стандартов частоты с относительной нестабильностью 1*Е-13 и наземного водородного стандарта с относительной нестабильностью 1 *Е-14, а также создания наземных средств сличения шкал с погрешностью 3-5 не.
Второй проблемой создания высокоорбитальной навигационной системы является высокоточное определение и прогнозирование параметров орбит навигационных спутников.
Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы, получившей название ГЛОНАСС, были начаты в октябре 1982 года запуском спутника "Космос- 1413"..."
В 1995 году было завершено развертывание СРНС ГЛОНАСС до ее штатного состава (24 КА). Современное состояние системы характеризуется материалами раздела 2.8.
Разработаны самолетная аппаратура А-744, СНС-85, наземная аппаратура АСН-15 (РИРВ), морская аппаратура "Шкипер" и "Репер" (РНИИ КП), "Бриз" (КБ "Навис”), самолетная аппаратура А-737, "Интер" (МКБ "Компас") и др. [6, 7].
Основным заказчиком и ответственным за испытания и управление системой являются Военно-космические силы (ВКС) РФ (сейчас Ракетные войска стратегического назначения, РВСН).
Основными направлениями дальнейших работ по системе определены:
-
модернизация СРНС ГЛОНАСС на основе модернизированного спутника ГЛОНАСС- М с повышенным гарантийным сроком службы (пять и более лет вместо трех в настоящее время) и более совершенными техническими характеристиками, что позволило бы повысить надежность и точность системы в целом;
-
работы по внедрению технологии спутниковой навигации в отечественную экономику, науку и технику, а также создание нового поколения навигационной аппаратуры потребителей, станций дифференциальных поправок и контроля целостности;
-
разработка и реализация концепции Российской широкозонной дифференциальной подсистемы на базе инфраструктуры ВКС и ее взаимодействия с ведомственными региональными и локальными дифференциальными подсистемами, находящимися как на территории России, так и за рубежом;
-
развитие сотрудничества с различными международными и зарубежными организациями и фирмами в области расширения использования возможностей навигационной системы ГЛОНАСС для широкого круга потребителей;
-
решение вопросов, связанных с использованием совместных навигационных полей систем ГЛОНАСС и GPSв интересах широкого круга потребителей мирового сообщества. Среди последних вопросов:
поиск единых подходов к вопросу предоставления услуг мировому сообществу со стороны космических навигационных систем;
-
согласование опорных систем координат и системных шкал времени;
-
выработка мер по недопущению использования возможностей космических навигационных систем в интересах террористических режимов и группировок.
Работа в указанных направлениях ведется в соответствии с требованиями, выдвигаемыми различными потребителями (воздушными, морскими и речными судами, наземными и космическими средствами, топогеодезическими, землеустроительными и другими службами).