logo search
Поточное производство

6. В зависимости от функций, выполняемых транспортными средствами непрерывного действия, различают линии с: транспортным, рабочим и распределительным конвейерами.

Транспортные конвейеры поточных линий (ленточные, пластинчатые, цепные, подвесные и др.). Предназначены для транспортировки предметов труда и поддержания заданного ритма работы линии.

Рабочие конвейеры поточных линий являются не только транспортными средствами непрерывного действия, выполняющими функции транспортных конвейеров, но и представляют собой систему рабочих мест, на которых осуществляются технологические операции без снятия предметов труда.

Распределительные конвейеры применяются на поточных линиях с выполнением операций на стационарных рабочих местах (станках) и с различным количеством рабочих мест - дублеров на отдельных операциях, когда для поддержки ритмичности необходимо обеспечить четкое адресов предметов труда по рабочим местам. За каждым рабочим местом закрепляется определенная последовательность их номеров для обработки предметов труда. При этом тележки, каретки, на которых располагаются предметы труда, также нумеруются.

В механосборочных цехах современных машиностроительных предприятий применяются толкающие автоматические конвейеры с программным управлением для адресации изделий на рабочие места.

7. По месту выполнения операций различают поточные линии с рабочими конвейерами и снятия предметов.

Поточные линии с рабочими конвейерами, где кроме транспортировки и поддержки такта (ритма) на его несущей части выполняются непосредственно операции (например, сборочные конвейеры).

Конвейерные поточные линии со снятием предметов характерны для обработки деталей на широком оборудовании.

8. По характеру перемещения различают конвейерные линии с непрерывным и пульсирующим движением.

Линии с непрерывным движением, когда несущая его часть движется с установленной скоростью.

Линии с пульсирующим движением, когда при обработке (сборке) предметов несущая часть конвейера находится в неподвижном состоянии и приводится в движение периодически за тактом линии (например, при составлении особо точных приборов и машин).

Всего конвейеры, действующие в комплексе и одновременно с дру-ми рабочими машинами, позволяют регламентировать движение изде-лий на линии с установленным тактом (ритмом). Они обеспечивают пропорциональное выполнения операций, сокращающих продолжительность про-чего цикла, повышают производительность труда.

9. По уровню механизации процессов различают автоматические и полуавтоматические поточные линии.

Автоматические поточные линии характеризуются объединением в единый комплекс технологического и вспомогательного оборудования и транспортных средств, а также автоматическим централизованным управлением процессами обработки и перемещения предметов труда. На этих линиях все технологические, вспомогательные и транспортные процессы полностью синхронизированы и действуют в едином такте (ритме).

Полуавтоматические поточные линии агрегированные из специальных станков-полуавтоматов (с последовательным, последовательно-параллельным и параллельным агрегированием).

10. По степени охвата производства выделяют: участковые, цеховые, межцеховые, сквозные поточные линии.

Выбор и компоновка поточных линий. Выбор и формирование поточных линий связанные с разработкой организационно-технических мероприятий, расчетов параметров и показателей их работы. При проектировании поточного производства высокие требования предъявляются к выбору и размещению оборудования, качеству и точности оснастки, качеству материалов, отработки конструкции и прогрессивности технологических процессов, обслуживания основного производства, планирования, учета и оперативного управления.

Конструкция изделий должна быть отработана, стабильная, с широким применением стандартных и унифицированных деталей и узлов. Большое значение имеет технологичность конструкции, что обеспечивает минимальную трудоемкость и себестоимость ее изготовления, минимальную материалоемкость. Конструкция изделия разрабатывается на принципе взаимозаменяемости деталей и узлов ее высокое качество способствовать ее устойчивости.

Технология, разрабатываемая, должен обеспечивать при-ния высокопроизводительного специального оборудования и прогрессивных методов обработки, взаимозаменяемость деталей и узлов, специализацию рабочих мест и синхронизацию операций.

Организация поточного производства непосредственно связана с выбором вида линии, которая зависит от типа производства и технологического процесса изготовления продукции. Для достижения достаточно высокой нагрузки рабочих мест в массовом и крупносерийном производстве целесообразно использование однопредметными линии, а в серийном или мелкосерийном - многопредметной линии.

После выбора однопредметными или многопредметной линии на основании технологии и номенклатуры устанавливается степень непрерывности производства путем сопоставления продолжительности технологических операций и такта потока. В случае их от-отклонение в пределах 5-7% технологический процесс считается синхронизованим и выбирается одно-или многопредметного непрерывно-поточная линия. Если отклонение больше, то выбор ограничивается одно-или многопредметного непрерывно-поточной линией.

Зависимости от номенклатуры и технологии изготовления изделий выбираются: многопредметные непрерывно-поточные линии с последовательным изготовлением (переменно-поточные), с параллельным изготовлением (многорядные) или групповые, если технологический процесс изготовления изделий различного наименования синхр-ваний и при переходе по изготовлению одного изделия определенного наименования на изготовление другого изделия не нужно переналадку оборудования; многопредметные непрерывно-поточные линии (переменно-поточные или групповые), если процессы изготовления изделий не синхронизируются.

Следующим шагом после выбора вида поточной линии является определение типа оборудования и транспортных средств. Выбор типа оборудования для поточной линии определяется характером технологического процесса, составом, сложностью и назначением операций, входящих в него; габаритами, массой изделий и требованиями к их качеству.

Выбор транспортных средств поточно-механизированной и автоматизированного производства предусматривает учет конфигурации, габаритных размеров, массы, особенностей выполнения операций и их синхронизации, объема и устойчивости выпуска изделий, а также функций, выполняемых транспортными устройствами и системами, их технических и эксплуатационных возможностей.

Исходя из многообразия указанных факторов, при комплектовании поточных линий используются средства периодического транспорта - мостовые краны, монорельса с тельферами, электро-тележки, электрокары и др..; Безприводные средства непрерывного транспорта - рольганги, скаты, спуски и т.п.; приводные средства непрерывного транспорта - ленточные, пластинчатые, цепные, подвесные и другие транспортеры (конвейеры); роботизированные транспортные средства (роботы-манипуляторы, роботы-электрокары), различные транспортно-накопительные автоматизированные системы.После выбора технологического оборудования и вида транспортных средств осуществляется компоновка поточной линии

Прямолинейное расположение рабочих мест по ходу технологического процесса считается простым планированием. Но это возможно при небольшом количестве рабочих мест на линии. В других случаях используют двухрядное, зигзагообразное, кольцевое и другие виды расположения рабочих мест.

Выбор рационального вида, структуры и компоновки полагаются в основу разработки оптимальных планировок поточных линий. Под структурой поточной линии понимают состав рабочих мест (технологических участков), транспортных средств, управляющих и других устройств (систем) и производственные связи между ними.

Разработка планировок (расположение) поточных линий зависит от количества рабочих мест, транспортных средств, которые применяются, площади участка. Смежные поточные линии должны располагаться с условием облегчения транспортировки изделий между ними. При организации поточной обработки и сборки изделий линии, обеспечивающие сборочный конвейер необходимыми компонентами, располагаются обычно перпендикулярно к нему.

Основные параметры поточной линии. Выбор организационных форм при проектировании поточной линии осуществляется на основе расчетов показателей ее работы: такта, темпа, ритма, степени синхронизации технологического процесса, количества рабочих мест и их загрузки, скорости движения конвейера, длины линии, производственных заделов.

Такт поточной линии - это интервал календарного времени, че-рез который периодически запускаются на первую операцию или выходят из последней операции линии смежные объекты производственного изготовления(детали, сборочные единицы, изделия). Такт является функцией заданной программы выпуска продукции, существенно влияет на выбор технологического процесса, оборудования, оснастки, транспортных средств.