3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
Неспособность членов летного экипажа выполнять свои обязанности
Утрата работоспособности пилота может иметь место на любой стадии полета, она может стать роковой в критических фазах полета: взлет, заход на посадку, посадка.
Если замечено, что кто-либо из членов экипажа отклоняется от стандартных процедур, на этот факт должно быть обращено внимание всех членов экипажа.
Основания для тревоги появляются, если:
- пилот, занятый управлением, не реагирует вразумительным образом, когда к нему обращаются по крайней мере два раза;
- не реагирует ни на одну устно изложенную проблему, и при этом имеет место значительное отклонение от стандартного профиля полета.
- отсутствие адекватной реакции или отсутствие необходимого ответа наподанную дважды команду;
- применение фразеологии и речь, существенно неадекватные текущей ситуации вкабине и/или траектории полета;
- отсутствие реакции на явные признаки отказов систем.
Отсутствие адекватной реакции следует считать признаком потери работо- способности. Если пилотирующий член экипажа теряет работоспособность, то другой пилот обязан взять управление на себя. Необходимо гарантировать невмешательство «отказавшего» пилота в управление самолетом. Выйдя из критической фазы полета необходимо, как можно быстрее:
- взять управление самолётом «на себя»;
- проверить положение основных органов управления и переключателей;
- включить автопилот, если он был выключен, чтобы уменьшить рабочуюнагрузку на оставшийся состав экипажа;
- вызвать в кабину старшего бортпроводника установленной командой (согласно РПП) - «Это командир! Старшему бортпроводнику в кабину с докладом!»
Примечание.По этой командестарший бортпроводник и ближайший к пилотской кабине член кабинного экипажанемедленно следуют в пилотскую кабину.
Старший бортпроводник и член кабинного экипажа обязаны:
- прислонить пилота к спинке его кресла;
- расстопорить кресло, передвинуть его назад и застопорить кресло;
- застегнуть на пилоте все привязные ремни (включая наплечные и поясные) и зафик- сировать их стопором;
- оказать первую медицинскую помощь пилоту, если необходимо, дать кислород. Если оказываемаяна месте первая медицинская помощь не дает положительныхрезультатовнеобходимо переместить пилота из пилотской кабины в ближайшуюбуфетно-кухонную стойку, привлечь к оказанию помощи медицинских работниковиз числа пассажиров.
Старший бортпроводник или назначенный им член кабинного экипажа должен постоянно находиться в пилотской кабине и выполнять указания пилота, по его команде зачитывать NORMAL CHECKLIST.
- как можно быстрее сообщить органу ОВД о случившемся;
- объявить аварийную ситуацию, установив код ответчика 7700;
- принять решение опродолжении или прекращении полета;
- о своем решении сообщить органу ОВД;
- если инцидент произошел сразу после взлета оценить возможность скорейшейпосадки на аэродроме вылета, учитывая ограничения по посадочноймассе ВС, слив необходимого количества топлива дляпосадки, погодные условия для захода на посадку и посадки;
- обеспечить строгий контроль при выполнении карты контрольных проверок.
Орган OВД, получив доклад о ухудшении состояния здоровья члена экипажа (пассажира), обязан в зависимости от принятого командиром воздушного судна решения обеспечить экипаж необходимой информацией и дать соответствующие рекомендации, обеспечить работу средств навигации, OВД и посадки, оказать экипажу максимальную помощь для благополучного завершения полета.
Потеря работоспособности командира воздушного судна
В случае неспособностикомандира ВС выполнять свои служебные обязанности, вминимальном составе экипажа его обязанности выполняет второй пилот.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации