5.4 Стресс
Стресс очень сильно влияет на способность человека и является неотъемлемой частью нашей жизни. Силы, влияющие на стресс могут быть физическими, психологическими или социальными.
Пилот рискует допускать ошибки при слабом уровне стресса (в расслабленном состоянии) и, наоборот, при предельно высоком уровне стресса. Существует два типа стресса, которые влияют на деятельность пилота:
первый тип стресса относится к производственной деятельности (дефицит времени, конфликты, сложные задачи, ожидание, метеоусловия и т.д.);
второй тип стресса связан с непроизводственной деятельностью (финансовые проблемы, болезни в семье, брачные проблемы, отношения с друзьями и т.д.).
Пилот с устойчивой психикой обязан оставлять проблемы, связанные со стрессом за порогом кабины. Стресс возникает под действием факторов стресса (стрессоров), которые действуют на разных людей различно.
Стрессоры
Стрессорами являются:
физические: жара, холод, шум, вибрация, угроза здоровью, влияние усталости;
психологические:
- эмоциональный срыв (тяжелая утрата, бытовые проблемы) переживания по поводу реальных или воображаемых проблем (деньги, здоровье и т.д.);
реактивные:
- события повседневной жизни (условия работы, неожиданная ситуация).
Признаками стресса могут быть:
физические симптомы: потливость, сухость во рту и т.д.;
симптомы болезни: - тошнота, головная боль, нарушение сна, диарея, язва;
симптомы поведения: - нетерпеливость, неуверенность, нервный смех, медлительность, жажда и др.;
умственные симптомы:-трудно концентрировать внимание, нерешительность, забывчивость и др.;
субъективные симптомы: - нетерпимость, раздражительность, депрессия, безразличие, агрессия.
Производственный стресс можно предупредить тщательным распределением рабочей нагрузки и качественной профессиональной подготовкой
Усталость - пособность к физическим и умственным возможностям напрямую связана с усталостью пилота.
Симптомами усталости являются:
ослабленное восприятие (зрение, слух и т.п.) и общая недостаточная осознанность;
ухудшение моторных навыков и замедление реакции;
проблемы с рабочей памятью;
туннельная ориентация - фиксация на единственном, возможно самом важном признаке и пренебрежение другими и неспособность поддерживать общее представление о ситуации;
ухудшение качества, суждения и принятие решений, ведущее к увеличению числа ошибок;
неадекватное поведение - неожиданная смена настроения, депрессия, приливы ликования и энергичности;
снижение требований.
Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.
Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических черт - улучшении внимания (его объема и устойчивости), в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации
Выделяет такие виды стресса:
Психологический: некоторые события являются потенциальной причиной стресса. Такие события, как развод, смерть супруга, привлечение по суду, уход на пенсию, болезнь.
Однако следует отметить, что жизненные события, например повышение по службе, свадьба и т.п., вызывают такой же стресс как и негативные события;
Общественный:испытывается большим количеством людей в связи с экономическими проблемами, региональными конфликтами, безработицей, войнами;
Природный: причиной являются стихийные бедствия;
Экологический: показывает негативное влияние окружающей среды на людей. Причина: экологические аварии и катастрофы, а также различные виды эпидемий;
Физиологический стрессвозникает в результате дискомфорта, плохих физическихусловий;
Профессиональныйстресс связан со сложностями, возникающими на работе;
Финансовый— причиной являются финансовые кризисы, затруднения.
Полетный стресс можно предупредить тщательным распределением рабочей нагрузки и качественной профессиональной подготовкой всех членов летного экипажа..
Ситуативная составляющая. Оценка происходящих событий под углом зрения потребностей, признаваемых пилотом ценностей, целей, к достижению которых он стремится, порождает различные жизненные ситуации: трудные, экстремальные, опасные, проблемные, критические. Особое внимание ученые акцентируют на тех ситуациях, которые демобилизуют, разрушают целостность личности, адекватность "Я", смысл жизни человека, определенным образом ухудшая его здоровье. К особой категории психических явлений для здоровья человека относятся критические ситуации.
Стресс выделяют физиологический, психологический и социальный стрессы. Психологический стресс - психическая напряженность, возникающая у пилота в условиях деятельности, связанных как с необходимостью быстрого нахождения решений, так и с большими умственными перегрузками, неудачами, реальной опасностью для жизни и здоровья, повышенной личной ответственностью.
В основе социального стресса лежат социально-экономические условия существования личности в обществе. Социальные конфликты и кризисы, неуверенность, страдания, угроза гражданской войны, необходимость участвовать в военных действиях, стремление к повышению жизненного уровня на фоне периодических кризисов, инфляции и безработицы - основные причины социального стресса, способствующего увеличению количества лиц, обращающихся к психиатру.
Любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывают дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, которая препятствует самореализации личности.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации