10 Понятие качества продукции. Показатели качества.
Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Это оценка потребителем степени соответствия её свойств индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением
Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Каждая продукция обладает своей номенклатурой показателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных единицах (например, км/ч, часов на отказ, себестоимость, габариты), баллах, а также быть безразмерным. В виде технических требований показатели входят в состав технического задания на разрабатываемую продукцию и технических условий.
По месту в жизненном цикле
Прогнозируемые
Проектные
Производственные
Эксплуатационные
По потребительским свойствам
Для наглядности и удобства все показатели обычно делят на две группы, условно называемые «цена» и «качество». Первая группа объединяет экономические требования, вторая — технические. С другой стороны, при решении практических задач это облегчает использование методов оптимизации и выбор целевой функции.
Технические показатели
Показатели назначения (функциональные требования). Характеризуют способность продукции эффективно выполнять свою функцию. Их можно разделить на следующие группы:
требования производительности. Включают показатели необходимой мощности, грузоподъемности, развиваемой скорости и другие, которые характеризуют выполняемую функцию;
требования эффективности. Характеризуют степень эффективности использования изделия по назначению, например, показатели энергетические (КПД, потери), кинематические (точность перемещения), силовые (стабильность нагрузки) и т. п.;
конструктивные требования. Характеризуют достоинства выбранной конструкции, например, масса и габариты;
Показатели надёжности. Состоят из сочетаний следующих свойств:
безотказности;
долговечности;
ремонтопригодности;
сохраняемости;
Показатели эргономичности. Характеризуют социальные свойства продукции как части человеко-машинной системы: сохранение здоровья людей посредством повышенного удобства эксплуатации (соответствие антропометрическим, социально-психологическим, психологическим, психолого-физиологическим и гигиеническим показателям), всестороннее развитие человеческой личности;
Показатели безопасности. Характеризуют исключение возможных несчастных случаев при нормальной и неквалифицированной работе, при случайных действиях человека и воздействии внешней среды, в аварийных и экстремальных ситуациях, а также в процессе изготовлении изделия (на обычном и, особенно, опасном производстве). Виды безопасности: химическая, радиационная, механическая, электрическая, магнитная, электромагнитная, термическая, санитарно-гигиеническая, противопожарная;
Показатели экологичности. Характеризуют приспособленность изделия к сосуществованию с окружающей природой и средой обитания живых организмов, к обмену с ними энергией (например, отдача в окружающее пространство тепла), веществом (например, засорение среды продуктами износа, утечками смазочных масел) и сигналами (например, издавание свиста, шума);
Показатели эстетичности. Характеризуют проявление прекрасного во внешних образах изделия: информационная выразительность, рациональность формы, совершенство исполнения, стабильность товарного вида, целостность вида;
Показатели утилизации. Характеризуют способы ликвидации изделия по завершении его эксплуатации во время демонтажа и собственно утилизации;
Проектно-технологические показатели. Характеризуют эффективность технических решений. Включают следующие показатели:
уровни стандартизации, унификации и преемственности;
показатели технологичности. Характеризуют возможность выпуска изделия (изготовления и сборки с заданным уровнем качества) с наименьшими производственными затратами и в кратчайшие сроки;
показатели транспортабельности. Характеризуют свойство изделия с минимальными затратами перемещать его в пространстве (внутри производственных цехов, от производителя к продавцу и, далее, к потребителю), например, средняя продолжительность разгрузки партии продукции из вагона, максимально возможное использование емкости транспортного средства;
показатели сохраняемости. Характеризуют способность изделия не зависеть (быть защищенной) от неблагоприятных воздействий внешней среды (климатических, случайных или преднамеренных);
Патентно-правовые показатели. Характеризуют патентную чистоту (степень использования технических решений, не подпадающих под действие патентов РФ и стран предполагаемого экспорта) и патентную защиту продукции (степень защиты патентами РФ и стран предполагаемого экспорта).
Экономические показатели
Прибыль производителя и продавца продукции;
Себестоимость продукции, включающая затраты производителя, связанные с её выпуском, реализацией, последующим обслуживанием;
Цена продукции. Различается на оптовую и розничную;
Эксплуатационные расходы потребителя продукции. В общем случае складываются из следующих статей:
-стоимость потребляемой энергии, количество и эффективность её использования (например, КПД продукции);
-стоимость расходуемых материалов (например, смазка, элементы питания), запасных деталей и инструмента;
-стоимость обслуживания: плата за обучение правилам эксплуатации изделия, обслуживающему персоналу, охране и т. п.;
-стоимость ремонта и утилизации: оплата специалистов-ремонтников и гарантийных мастерских, демонтажа изделия и его вывоз на свалку или перерабатывающий завод;
-различные отчисления: страховые, оплата налогов, плата за вредные выбросы и другие.
По применению для оценки
Базовые (абсолютные), имеющие физический смысл. Например, показатель мощности характеризуется мощностью Р;
Относительные, например, рентабельность.
По количеству характеризуемых свойств
Единичные показатели, когда качество является функцией одного параметра. Например, показатель мощности Р;
Комплексные (в том числе относительные) показатели, объединяющие ряд свойств, каждое из которых описывается своим параметром. Позволяют получить новые характеристики. Например, показатель удельной мощности, равный отношению мощности системы к её массе. Такой показатель формально является целевой функцией и позволяет сократить число первоначально рассматриваемых показателей (максимум мощности и минимум массы);
Интегральные показатели, объединяющие ряд комплексных показателей.
По возможности оценки
Формализованные показатели. Имеют количественную оценку, выраженную неким численным значением;
Неформализованные показатели. Имеют качественную оценку субъективного характера (например, максимум удобства, красоты). С целью повышения степени объективности таких показателей и возможности получения численной оценки широко применяют экспертные оценки.
- 1.Предмет и содержание дисциплины.
- 2.Основные понятия.
- 3.Характеристика промышленного производства мирового класса.
- 5. Сущность, значение и направления нтп.
- 6. Краткая хар-ка нтр(базовые напрв.,производств. И непроизводств.Техника).
- 7.Экономические проблемы нтр. Понятие о технологических циклах и волнах.
- 8. Отраслевая структура машиностроения. Осн .Направления развития. Машиностроение Кузбасса.
- 9.Характеристика машиностроительного производства. Типы производства.
- 10 Понятие качества продукции. Показатели качества.
- 11.Оценка качества продукции.
- 12.Понятие о производственном и технологическом процессах, классификация технологических процессов.
- 13.Понятие точности обработки. Пути повышения точности механической обработки.
- 14.Понятие о качестве поверхностного слоя деталей машин. Пути повышения качества.
- 15.Понятие о технологичности конструкции изделий.
- 16.Экономические показатели технологичности конструкций изделий.
- 17.Классификация сырья. Методы обогащения. Комплексное использование сырья.
- 18.Основные методы получения заготовок в машиностроении.
- 19.Преимущества и недостатки открытого и подземного способов добычи угля.
- 20.Автоматизация производства(гпс, промышленные работы, автоматические линии, станки с чпу).
- 21.Пути решения общих проблем технологии машиностроения.
- 22.Горно-геологические условия залегания полезных ископаемых. Классификация углей по маркам и классам.
- 23. Биотехнология и ее применение в н/х.
- 24.Структура угольной промышленности. Основные направления в развитии угольной промышленности.
- 25.Основные потребители угля. Способы переработки угля.
- 26.Особенности угольных предприятий,усложняющие производственный процесс.
- 27.Понятие шахты, разреза. Определение размеров и запасов горнодобывающего предприятия.
- 28.Технологические этапы разработки месторождений полезных ископаемых подземным способом.
- 29 Технологические этапы разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом..
- 30.Качественные и количественные показатели работы шахты.
- 31.Краткая характеристика технологии и механизации очистных работ.
- 32.Материальные и энергетические балансы и их роль в технологии.
- 33. Термическая переработка топлива
- 34.Изделие и его элементы. Производственные и технологический процессы на машиностроительном предприятии.
- 35.Понятие отрасли и отраслевой структуры.
- 37.Классификация процессов по способу организации производства: непрерывные, периодические и
- 38.Классификация технологических процессов по кратности обработки сырья.
- 39.Понятие о себестоимости продукции и его структуре. Основные пути снижения себестоимости.
- 40.Классификация сырья по агрегатному состоянию. По составу. По происхождению.
- 41)Современное исследование нтп
- 42.Стандарты. Классификация стандартов.