9.6. Автомобили газового тушения
Автомобили газового тушения (АГТ) предназначены для тушения пожаров в закрытых объемах объектов со значительными материальными ценностями. К ним относятся музеи, архивы, банки, склады. Кроме того, они могут применяться для тушения пожаров в аккумуляторных, электроустановках, кабельных тоннелях и др.
Объемное тушение основано на создании в защищенном объекте среды, не поддерживающей горения. Наряду с возможностью быстрого тушения этот способ обеспечивает предотвращение взрывов при накоплении в помещении горючих газов и паров. В качестве огнетушащих составов при этом способе тушения используют инертные газы. К ним относятся двуокись углерода СО2, азот N2 и др. Наиболее широко применяется СО2. В АГТ он в количестве 25 – 30 кг закачивается в баллоны вместимостью 40 л.
Следовательно, коэффициент наполнения баллонов находится в пределах 0,62 – 0,70. Рабочее давление СО2 в баллонах считается равным 15 МПа. Максимальное его значение не должно превышать 25 МПа.
Принципиальная схема углекислотной установки показана на рис. 9.26. При открытом вентиле или запорно-пусковой головке 2 углекислота из баллона 1 поступает в коллектор 3. При открытом вентиле 4 коллектора углекислота по бронированному шлангу 5 поступает к раструбам 7 или лому-пробойнику. У основания каждого раструба или лома имеется вентиль 6 нажимного действия, позволяющий начинать тушение и прерывать подачу углекислоты непосредственно возле очага пожара.
Рис. 9.26. Принципиальная схема углекислотной установки:
1 – баллон; 2 – вентиль; 3 –коллектор; 4 – вентиль; 5 – бронированный шланг; 6 – вентиль; 7 – раструб
Запас двуокиси углерода, а следовательно, и количество баллонов на АГТ могут быть различными. Этим обусловливается компоновка АГТ и схемы газовых коммуникаций.
Основные параметры технических характеристик АГТ, выпускаемых заводами, представлены в табл. 9.6.
Таблица 9.6
Показатели | Размер- ность | Модели АГТ | ||
АГТ-0,25 | АГТ-0,6 | АГТ-1 | ||
Тип шасси
Колесная формула Мощность двигателя Число мест боевого расчета Масса углекислоты Максимальная скорость движения Количество баллонов Количество рукавных линий/катушек Длина рукава на каждой катушке
Полная масса АГТ Удельная мощность
| -
- кВт чел кг км/ч шт. шт. м
кг кг/т | УАЗ-3303 4×2 56,7 2 250 85 9 2 25
2700 21 | ГАЗ-3309 4×2 92 2 600 80 24 4 25
7850 11,7 | ЗИЛ-4331 4×2 136 3 1000 95 40 4 20 40* 12000 11,33 |
* Всего катушек 4. На двух катушках по 20 м и на двух других по 40 м.
Каждый АГТ состоит из следующих частей: шасси, кузова, баллонных секций и рукавных катушек, рабочего и сигнального коллекторов, дополнительного оборудования и ПТВ, включающего раструбы, ломы-пробойники.
Все рассматриваемые модели АГТ имеют особенности компоновок.
На АГТ-0,25 пять баллонов размещены за кабиной водителя горизонтально с уклоном 15о в сторону выпускных головок. Это позволило снизить высоту установки и равномерно разделить нагрузку на площади пола кузова. Четыре баллона размещены в кормовой части платформы автомобиля над секцией для ПТВ. Две рукавные катушки находятся над баллонами на корме пола кузова. Все оборудование сосредоточено внутри бортового кузова и закрыто сверху тентом.
На автомобиле применено пусковое устройство, которым приводится в действие каждый баллон. Это позволяет включать любое количество баллонов.
На АГТ-0,6 (3309) четыре баллонные секции (рис. 9.27), состоящие из шести баллонов каждая, размещены (по две секции) в передней и задней части кузова. Каждый баллон 1 соединен трубкой через обратный клапан с рабочим коллектором. Пусковые устройства 3 позволяют вскрывать три баллона с СО2. В средней части кузова размещены четыре рукавные катушки 6 по две с каждой стороны. На катушки намотаны резиновые рукава различной длины. Катушки позволяют разматывать с них рукава требуемой длины. На них имеются вентили 5, обеспечивающие подачу углекислоты только в те рукава, которые предполагается использовать при тушении пожара. На свободных концах
рукавов установлены раструбы или ломы-пробойники.
Рис. 9.27. Принципиальная схема углекислотной установки АГТ-0,6 (3309):
1 – секция баллонов; 2, 5 – вентили; 3 – пусковое устройство; 4 – лом-пробойник; 6 – катушка; 7 – рабочий коллектор
Кузов АГТ-0,6 (3309) (рис. 9.28) имеет цельнометаллическую конструкцию. Он состоит из каркаса, крыши с рифленым настилом и ограждения по периметру. В каркасе устроены отсеки для баллонных секций и рукавных катушек. Отсеки рукавных катушек закрыты шторной дверью. Боковые стенки отсеков для баллонных секций закрываются дверьми, состоящими из двух половинок. Откидная лестница сзади обеспечивает подъем на крышу кузова.
3 4 5
2
1
Рис. 9.28. Общий вид АГТ-0,6(3309):
1 – шасси; 2 – кабина боевого расчета; 3,5 – отсеки с катушками; 4 – отсек с баллонами
АГТ-1 имеет свои особенности компоновки. За кабиной в кузове сооружены четыре секции по 10 баллонов с каждой стороны. В двух секциях в кормовой части кузова размещены рукавные катушки по две с каждой стороны. Все секции закрываются шторными дверями.
Большим недостатком АГТ является то, что заполнение баллонов диоксидом углерода возможно только их взвешиванием. Выполнение этой процедуры требует больших затрат труда.
- Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции и рукавные автомобили
- 9.1.1. Пожарные насосные станции
- 9.1.2. Пожарные автомобили рукавные
- 9.2. Особенности подачи ов по рукавным магистральным линиям
- 9.3. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения
- 9.4. Пожарные автомобили порошкового тушения
- 9.5. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.6. Автомобили газового тушения
- 9.7. Автомобили газоводяного тушения
- 9.8. Мотопомпы
- 9.8.1. Мотопомпы пожарные прицепные
- 9.8.2. Переносные пожарные мотопомпы