5.6 Усталость (утомляемость)
Усталость может рассматриваться как состояние, отражающее неадекватный отдых. Она может вызываться нарушениями или лишением сна, нарушениями биологических ритмов, личными стрессами и т. д.
Острая усталость вызывается продолжительными периодами работы или же выполнением ряда особенно трудных задач в течение короткого периода времени. Хроническая усталость возникает вследствие накопившихся последствий усталости, испытываемой в течение продолжительного периода.
Умственная усталость может быть результатом эмоциональных стрессов, даже при наличии достаточного физического отдыха. Подобно нарушениям ритмов организма усталость может привести к потенциально опасным ситуациям, к снижению эффективности профессиональной деятельности и ухудшению физического самочувствия.
Кислородное голодание и наличие шумов тоже могут способствовать увеличению усталости.
В настоящее время не существует способа непосредственного измерения степени усталости (такого как анализ крови), но последствия усталости можно измерять. При измерении количества ошибок, совершенных за единицу времени, становится очевидным, что частота совершения ошибок - увеличивается по мере роста усталости.
Независимо от источника усталости она имеет тенденцию понижать скорость реакции и принятия решений, способствует потере или снижению точности кратковременной памяти, вызывает ошибки при расчетах и создает тенденцию следования более низким стандартам эксплуатационной деятельности.
Усталостьможет быть физической или субъективной. Физиологическая усталость – это неудовлетворенная потребность в восстановлении и реабилитация. Она связана с недавно выполненной физической деятельностью, состоянием здоровья, приемом алкоголя и циркадными ритмами. Она может быть погашена только отдыхом или сном.
Субъективная усталость– это самочувствие индивида. Она зависит не только от того, когда человек спал и как хорошо он выспался, но и от других факторов, таких как степень мотивации.
Причинами усталостимогут быть недосыпание, бессонница, десинхронизация циркадных ритмов, периоды физического и психического стресса или истощения. В рабочей среде длительная работа, работа в период привычного времени сна и сменная работа приводят к определенной степени усталости.
Симптомами усталости могут служить:
• ослабленное восприятие (зрение, слух, и т.п.) и общая недостаточная осознанность;
• ухудшение моторных навыков и замедление реакции;
• проблемы с рабочей памятью;
• туннельная концентрация – фиксация на единственном, возможно, самом важном признаке и пренебрежение другими и неспособность поддерживать общее представление о ситуации;
• ухудшение качества суждения и принятия решений, ведущее к увеличению числа ошибок;
• аномальное настроение – неожиданная смена настроения, депрессия, приливы энерии и ликования;
• снижение стандарта.
Управление усталостью
Большинству людей необходимо около 8 часов сна в сутки, некоторые знают, что им для полного восстановления необходимо спать больше или меньше. Люди, обычно, могут нормально работать при отдыхе менее 8 часов в течении нескольких дней, накапливая «дефицит сна». Если дефицит сна не компенсируется, качество деятельности (работоспособность) снижаются. Приблизительно один час хорошего сна обеспечивает два часа активной деятельности.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации