Р ис.3.1. Технологическая схема кс, оборудованная гмк
Газ, поступая из газопровода 1, проходит очистку в пылеуловителях 2 и направляется в коллектор 3, откуда поступает на ГМК 6. Сжатый газ направляется в нагнетательный коллектор 5, а затем при необходимости в оросительный холодильник 7 или на осушку 8. После этого газ поступает на одоризацию 9 и замерный участок 10 и далее в магистральный газопровод. Для улавливания масла установлены маслоуловители 4. В данной схеме все ГМК подключены параллельно, и при необходимости каждый из них может быть выведен в резерв.
Основным приводом ГПА в нашей стране являются газотурбинные установки, мощность которых составляет около 85% от общей мощности КС. В результате технико-экономических обоснований принят следующий ряд мощностей, обеспечивающих оптимальные параметры компрессорных станций в диапазоне диаметров от 700 до 1400мм: 6,3; 10; 16; 25 тыс. кВт.
В состав газотурбинной установки входят: турбодетандер 1, редуктор 2, воздушный компрессор 3, блок камер сгорания 4, турбина высокого 5 и низкого 6 давлений рис. 3.2. Турбодетандер является пусковым двигателем установки, работающим на природном газе. Расчётная продолжительность пуска агрегата из холодного состояния – 15мин. Турбодетандер 1 через редуктор 2 запускает в работу воздушный компрессор 3. Атмосферный воздух засасывается компрессором и сжимается в нём до рабочего давления.
Далее сжатый воздух направляется в блок камер сгорания 4, где он нагревается за счёт сжигания природного газа. Продукты сгорания направляются в газовую турбину (сначала высокого, а затем низкого давления), где они расширяются. Процесс расширения сопровождается падением давления и температуры, но увеличением скорости потока газа, используемого для вращения ротора турбины. Отработавший газ через выхлопной патрубок выходит в окружающую среду.
Рис. 3.2. Принципиальная схема газотурбинной установки
С начала 1970-х годов на отечественных магистральных газопроводах в качестве привода центробежных нагнетателей начали применять авиационные двигатели, отработавшие свой полётный ресурс.
Одним из недостатков газотурбинных приводов является относительно невысокий к.п.д. до 30%, а также высокое потребление газа на собственные нужды в качестве топлива.
С целью сокращения затрат на собственные нужды, повышения к.п.д., более эффективного использования ГПА, ОАО «Газпром» в начале 90-х годов совместно с рядом ведущих предприятий оборонного комплекса : НПО «Искра», ОАО «Пермские моторы», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Кировский завод», ОАО «НПО «Сатурн», Уфимское моторостроительное производственное объединение, ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б.Шнеппа», ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» приступило к реализации программы по разработке и освоения производства двигателей и газоперекачивающих агрегатов с к.п.д. 32÷39%. Так ОАО «Пермские моторы приступило к выпуску целой серии ГПА на базе авиационного двигателя ПС-90 «Урал» мощностью 4; 10; 12; 16; 25 МВт. В результате, стало возможным разработки в 1997году ГПА-16 «Урал» к.п.д. - 36,5%, а в 1999 году ГПА-25 «Урал» к.п.д. - 39,4%. [2].
Отличительной особенностью разработанных агрегатов является высокий ресурс работы, высокие к.п.д. газотурбинной установки и нагнетателя. В конструкции использованы современные и только отечественные комплектующие изделия и материалы. В ГПА установлена современная газотурбинная установка, разработанная АО «Авиадвигатель» на базе авиадвигателя ПС-90 и имеющая высокие технические параметры.
Рис. 3.3. Общий вид ГПА-25 ПС-90 «Урал»
ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» в 1998 году изготовило и провело испытание на КС «Помарская» ГПА-16 «Волга» с двигателем НК-38СТ к.п.д. – 38%. Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО) серийно выпускается двигатель АЛ-31СТ, который устанавливается в ГПА-16 «Уфа», ГПА-Ц-16АЛ СМПО им.М.В.Фрунзе и ГПА-16 «Нева» ОАО «Кировский завод». ОАО «НПО «Сатурн» разработало газотурбинные двигатели мощностью 4; 6,3; и 10МВт с к.п.д. соответственно 32; 34,5 и 36,5% и на их основе новые блочно-модульные газоперекачивающие агрегаты.
В настоящее время ведётся монтаж на КС «Вавожская» ГПА «Ладога-32», который будет использован при сооружении МГ «Бованенково – Ухта». Расчёты газа и ГПА приведены в учебнике «Машины и оборудование газонефтепроводов» [1].
Рис. 3.4 Газотурбинный привод ПС-90 ГП мощностью 12 и 16МВт для привода центробежных компрессоров природного газа
На КС газопроводов используются агрегаты и импортного производства. На ОАО «Люлька-Сатурн» было образовано совместное предприятие с фирмой «Нуово-Пиньоне» (Италия) по созданию ГПА PGT-21S с двигателем АЛ-31СТ. ОАО «Невский завод» (г.Санкт-Петербург) тесно сотрудничает с концерном Сименс АГ по производству агрегата мощностью 25МВт на базе турбин GT-10. А НПО «Искра» совместно с фирмой «Мицубиси Хэви Индастриз» с 2002 года ведёт разработку документации центробежных компрессоров. Также в ГПА серии «Урал» применяются центробежные нагнетатели (ЦБН) и СПЧ фирм «Термодин» (Франция), «Борзиг» (Германия) и ОАО «СНПО им.М.В.Фрунзе» (Украина).
Одно из перспективных направлений – создание и освоение в серийное производство «сухих» (безмасляных) компрессоров с «сухими» газодинамическими уплотнениями и магнитными подвесами ротора.
Для примера конструкция центробежного нагнетателя НЦ-16 мощностью 16 МВт для ГПА-16 «Волга» рис. 3.5, разработанного ЗАО «НИИтурбокомпрессор» и ОАО «Казанькомпрессормаш» по заданию ОАО «Газпром» [2].
В качестве привода центробежных нагнетателей используются и электродвигатели, например, АЗ-4500-1500, СТМ-4000-2, СТД-4000-2, СДСЗ-4500-1500, которые подключаются к нагнетателям через повышающий редуктор. Мощность применяемых электродвигателей составляет около 12% от общей мощности КС.
Рис. 3.5. Общий вид ГПА-16 «Волга»
Компрессорные станции магистральных газопроводов делятся на головные (ГКС) и промежуточные (линейные) (КС).
Объекты КС условно можно разбить на две группы: для технологических и подсобно-вспомогательных операций.
К первой группе относятся узлы: очистки газа от механических примесей и жидкости; компримирования газа; охлаждения газа.
Ко второй группе относят: узел редуцирования давления пускового и топливного газов и газа на собственные нужды; трансформаторную подстанцию или электростанцию для собственных нужд; котельную; установку утилизации тепла; склад горюче-смазочных материалов (ГСМ); ремонтно-эксплуатационный блок (РЭБ); службу связи; служебно-эксплуатационный блок (СЭБ); объекты водоснабжения; очистные сооружения и канализация.
В комплекс КС входят: котельные, общестанционные системы водоснабжения и канализации с насосными станциями, электростанции собственных нужд или трансформаторные подстанции, узлы дальней и внутренней связи, автотранспортные парки, механические мастерские, различные административно-хозяйственные сооружения. Кроме того, в состав КС входит химическая лаборатория для периодического анализа масла, воды и, если необходимо, других рабочих веществ, систематически проверяет загазованность объектов и плотность транспортируемого газа. Головные КС оснащаются сооружениями и оборудованием для осушки, очистки от вредных примесей.
На рис. 3.6. представлен общий вид КС в блочном исполнении
- «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»
- Учебное пособие
- Содержание
- Введение
- Р ис.1. Газопровод-отвод Петропавловск-Камчатский
- Глава 1
- 1. Оборудование для очистки и подготовки газа к дальнему транспорту.
- 1.1. Очистка газа от механических примесей, воды, сероводорода и углекислоты.
- 1.2. Источники загрязнения магистральных газопроводов.
- 1.3. Очистка газа от механических примесей
- 1.4. Конструкции аппаратов по очистке газа
- 1.5. Эксплуатация и ремонт аппаратов по очистке газа.
- 2. Оборудование для осушки газа
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Установки осушки газа и их эксплуатация
- 2.3. Очистка газа от сероводорода
- 2.4. Очистка газа от углекислого газа
- 2.5. Газогидраты, причины образование, меры борьбы
- 3. Оборудование компрессорных станций
- Р ис.3.1. Технологическая схема кс, оборудованная гмк
- Р ис. 3.6. Кс в блочном исполнении гпу-16
- 3.1. Эксплуатация оборудования кс.
- Р ис. 3.8. Аппараты воздушного охлаждения газа на кс
- 3.2. Применение авиационных двигателей в гпа
- 3.3. Разработка гпа нового поколения.
- Глава 2
- 4. Оборудование головных сооружений нефтепроводов.
- 4.1. Сбор и подготовка нефти на промысле.
- 4.2. Установки для подготовки нефти
- 4.3. Установка подготовки воды
- 4.4. Автоматизированные групповые замерные установки
- 4.5. Оборудование для обезвоживания и обессоливания нефти
- 4.6. Оборудование для очистки и подготовки сточных вод
- 4.7. Блочные автоматизированные установки подготовки нефти, газа и воды.
- Р ис. 4.32. Отстойник воды
- 5. Насосное оборудование
- 5.1. Центробежные насосы.
- 5.2. Насосы «Sulzer pumps»
- 5.3. Подпорные насосы нпс
- Основные технические характеристики насосов типа нмп, нДвН и нДсН
- 5.4. Виброизолирующие компенсирующие системы
- 6. Фильтры–грязеуловители
- Глава 3
- 7. Оборудование, применяемое на нефтегазопроводах
- 7.1. Трубопроводная арматура
- Значения условных проходов по гост 28338-89
- Р ис. 7.1. Условное обозначение запорной арматуры
- 7.1.1. Классификация арматуры
- 1. По области применения.
- 2. По функциональному назначению (виду).
- 3. По конструктивным типам.
- До 225°с и давлении до 1,6мПа
- 4. В зависимости от условного давления рабочей среды:
- 5. По температурному режиму:
- 6. По способу присоединения к трубопроводу.
- 7. По способу герметизации.
- 8. По способу управления.
- 7.2. Узлы запуска и приёма средств очистки и диагностики лч мт
- 7.3. Расходомеры
- 7.3.1. Классификация расходомеров
- Техническая характеристика расходомера рга -100(300)
- Техническая характеристика вихревого счётчика серии
- Техническая характеристика расходомеров рс – 2м и пирс – 2м
- Техническая характеристика ультразвукового расходомера ufm 3030
- Техническая характеристика расходомеров tzr g160 – g16000:
- 7.4. Оборудование для одоризации газа
- 7.5. Конденсатосборники
- Глава 4
- 8. Оборудование резервуарных парков
- 8.1. Плавающие покрытия
- 8.1.1. Классификация плавающих покрытий
- Наружные плавающие покрытия
- Масса плавающих крыш различной конструкции
- Внутренние плавающие покрытия
- 8.1.2. Конструкция уплотняющих затворов
- 8.1.3. Алюминиевый купол для резервуара
- 8.2. Лестницы
- 8.3. Замерные площадки
- 8.4. Люки и лазы
- 8.5. Водоспускные приспособления
- 8.6. Хлопушки
- 8.7. Дыхательная арматура
- Основные характеристики дыхательных клапанов типов ндкм и кпг
- Технические характеристики клапанов кдса
- Основные технические характеристики клапанов кдзт
- Основные технические характеристики клапанов смдк
- Основные технические характеристики клапанов типа кпс
- Техническая характеристика предохранительных клапанов типа кпг
- 8.8. Диски-отражатели
- Размеры диска-отражателя
- 8.9. Размывочные головки
- Основные технические характеристики устройств «Тайфун»
- Список литературы
- Содержание