logo search
Ответы по ПБ к Госэкзамену

17. Типовые конструкции грузоподъёмных машин, требования к их устройству и безопасной эксплуатации.

Грузоподъемная машина - это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве.

Грузоподъемные машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точки пространства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны.

Подъемники поднимают груз по определенной траектории, заданной жесткими направляющими. К подъемникам относятся, например, лифты (грузовые и для подъема людей).

Кран - грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа.

Краны различают:

- по конструктивному выполнению (мостовые, козловые, башенные, стреловые и др.),

- по виду грузозахватного органа (оборудованные крюком, грейфером, магнитным захватом и др.),

- по способу передвижения (стационарные, передвижные, самоходные ( автомобильные, гусеничные, железнодорожные и др.),

- по ходовому устройству (рельсовые, автомобильные, гусеничные и др.) и по другим признакам.

К грузоподъемным машинам относятся краны всех типов, лебедки, тали, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и т. п.).

Стационарно установленные грузоподъемные машины и механизмы относятся к категории опасных производственных объектов.

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором России 3 декабря 1999 года № 98. Эти правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.

Правила распространяются на:

К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола (кроме кранов, управляемых по радио), а также к подвешиванию грузов на крюк таких машин могут допускаться рабочие других профессий, пользующихся этими машинами, после инструктажа, проводимого не реже 1 раза в год.

Машинисты кранов, электромонтеры и слесари, обслуживающие грузоподъемные машины, перед допуском к работе должны быть снабжены инструкциями, определяющими их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учетом типа крана.

Лицам, ответственным за содержание грузоподъемных механизмов в исправном состоянии и крановщикам следует выполнять следующие меры:

— проверять состояние каната (количество обрывов проволочек или прядей, коррозию, поверхностный износ);

— надежность крепления концов каната к барабану и крюку согласно схемам закрепления;

— монтаж грузоподъемного механизма, испытания и регистрация должны быть зафиксированы Актом о качестве монтажа и испытаний, при этом на грузоподъемных механизмах должны быть инструкции для крановщика, стропальщика и лица, ответственного за перемещение грузов.

Для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины должны назначаться стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке груза.

В удостоверениях таких рабочих должна быть сделана запись о присвоении им смежной профессии стропальщика.

Для подвешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе. К этим рабочим должны предъявляться те же требования правил, что и к стропальщикам.

К числу приборов и устройств, обеспечивающих безопасность, и средствам сигнализации грузоподъемных механизмов относятся:

- выключающие устройства для автоматической остановки механизмов передвижения кранов, их тележек, подъема грузозахватного органа и стрелы перед подходом их к упору, а также механизмов поворота крана;

- ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема груза или изменения вылета стрелы;

- средства защиты крана от опрокидывания;

- указатели грузоподъемности и массы поднимаемого груза;

- указатели наклона крана (кренометры);

- анемометры, регистрирующие скорость и силу ветра;

- сигнализаторы опасного напряжения, снабженные прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам линии электропередачи;

- выносные опоры и защитные диски (надеваемые на пневмоколеса), предупреждающие опрокидывание стреловых самоходных кранов.

В процессе производства самих работ имеют место несчастные случаи по организационно-техническим причинам. К ним относятся:

- неправильная строповка груза;

- нарушение габаритов складирования грузов;

- зажатие перемещаемым грузом;

- зажатие между поворотной и неповоротной частями крана;

- применение непригодных грузозахватных приспособлений;

- поражение током при работе крана вблизи проводов линий электропередачи.

При эксплуатации ГПМ категорически запрещается:

- поднимать груз, масса которого выше допустимой для данного устройства:

- поднимать груз, масса которого неизвестна, а также вмерзший в грунт груз, волочь груз волоком;

- поднимать и опускать людей;

- находится посторонним людям в кабине крана;

- работать вблизи ЛЭП без представителей организации-владельца;

- эксплуатация крана при неисправных предохранительных и ограничительных устройствах.